Водный туристический маршрут Белорусского Полесья

Беларусь, размещенная в центре Европы на пересечении основных транспортных потоков с запада на восток и с севера на юг, обладает прекрасными возможностями для развития туризма. Неоспоримое преимущество нашей страны перед соседями – ее прекрасная, местами девственная природа. На юге Беларуси, простираясь на 500 с лишним километров от Буга до Сожа, лежит почти плоская равнина – край болот и рек, озер и густых лесов, называемый Полесьем. По ее низменной части, извиваясь, медленно течет река Припять. Полесье – самая лесистая часть Беларуси. Здесь сохранились своеобразные типы леса – дубово-грабово-сосновые и ольхово-дубовые, что является редкостью для других стран, в том числе и европейской территории России. Полесье – и самый теплый край Беларуси. Лето здесь теплее и продолжительнее, чем на остальной территории страны, а зима мягче.

Естественно, что протекающая по этому благодатному краю полноводная река Припять является прекрасным маршрутом для водного туризма, особенно популярного в Западной и Центральной Европе (рис. 1). К примеру, одно лишь упоминание об Августовском канале*, проходящем по приграничным территориям Беларуси и Польши, наполняет любителей природы желанием собрать рюкзаки и двинуться в путь.

Рис. 1. Географическая схема Белорусского Полесья

Рис. 1. Географическая схема Белорусского Полесья

Туризм является одной из важнейших сфер современной экономики и оказывает благоприятное влияние на развитие других ее сфер, таких как гостиничное хозяйство, строительство, транспорт и коммуникации, сельское хозяйство, розничная торговля, являясь тем самым одним из катализаторов их поступательного движения.

В мировой экономике наблюдается устойчивый рост спроса на услуги туризма – в 2013 г., например, количество международных визитов в мире выросло, по сравнению с 2012 г., на 5%. В Беларуси, согласно данным Всемирного совета по туризму, вклад туристической отрасли в экономику республики в 2013 г. составил 1,8% от ее ВВП и, как прогнозируется, в ближайшее десятилетие должен ежегодно увеличиваться на 3,4%.

Прогнозирование развития туризма имеет принципиально важное значение для управления рынком туристических услуг национальными туристическими организациями – Министерством спорта и туризма, Национальным агентством по туризму – в целях разработки и реализации государственных программ развития туризма; для планирования или корректировки учреждениями образования программ набора и обучения учащихся в соответствии с будущими потребностями рынка в тех или иных специалистах по туризму; для работы в сфере туризма прочих организаций. Верное прогнозирование в туризме позволяет увеличить эффективность работы организаций, связанных с туристическими услугами, обеспечить рост прибылей в этой отрасли экономики и тем самым усилить экономику страны в целом.

В статье 6 закона Республики Беларусь «О туризме», утвержденного Президентом Указом № 326-3 от 25.11.1999 г., одной из основных целей государственного регулирования в сфере туризма декларируется «формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов, экскурсантов», а также, в частности, заверяется, что «приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма являются поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего туризма». В статье 1 закона разъясняется: «туристическая индустрия это совокупность объектов для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения путешествия и(или) в связи с этим туристическим путешествиям» [3].

«Водным кодексом Республики Беларусь», утвержденным Президентом 15.07.1998 г., в статье 42 оговорена возможность использования водных объектов республики для рекреационных и спортивных целей [1].

В настоящее время роль рек Беларуси как транспортных путей существенно снизилась. Несмотря на густоту речной сети республики (общая длина рек Беларуси – 90,6 тыс. км), к категории внутренних водных путей относится лишь 1,7 тыс. км. Для сравнения укажем, что общая длина автомобильных дорог Беларуси составляет более 100 тыс. км, а железнодорожных путей общего пользования – 5,5 тыс. км.

Речные пассажирские перевозки в Беларуси, в связи с жесткой конкуренцией со стороны автомобильного и железнодорожного транспорта, являются в основном убыточными. Так, возобновленное было в 2013 году речное сообщение по реке Припяти между Мозырем и Туровом было закрыто в связи с невостребованностью (хотя на маршрут тогда вышел комфортабельный и быстроходный теплоход на подводных крыльях «Полесье-05», который может брать на борт до 50 человек). Доля же прибыльных пассажирских перевозок водным транспортом в республике ничтожно мала.

Еще более сложна проблема с речными грузоперевозками. Осадка рудовозов (перевозка щебня, песка) при максимальной загрузке составляет 2 м, а, к примеру, на самом судоходном отрезке Припяти, каковым является участок Пинск – Мозырь, реальная глубина реки всего 1,2–1,4 м.

А вот роль рек в развитии отечественного и международного туризма в настоящее время может резко возрасти. Единственным видом речного транспортного обслуживания, создающим условия для получения прибыли, являются туристские перевозки. Речной транспорт имеет несколько позитивных моментов для организации этого вида деятельности, к одному из которых, безусловно, можно отнести благодатное влияние на человека реки и ее природного окружения как источника релаксации и положительных эмоций. И еще: река является связующим звеном между городами с богатым историческим прошлым, поскольку первые поселения, а затем города возникали вдоль основных транспортных артерий, какими издавна считались реки. Такие города могут являться одними из главных объектов туристских маршрутов.

В понимании современного человека реки, озера – это места приятного эмоционального и активного отдыха. Как справедливо отмечает профессор С. Сергачев, «…неважно, имеет ли озеро, река всем известное, громкое название. Достаточно их наличия, возможности подойти к ним. То есть – в нашем представлении – место, где можно отдохнуть, соприкоснуться с природой или страдициями быта, обязательно предлагает водоем» [6]. Другие авторы утверждают «…река, в представлении предков, не просто часть ландшафта, а очень важный закодированный элемент твердо установившейся модели Мира» [2].

Использование для туристических речных маршрутов крупногабаритных судов позволяет создать комфортные условия для отдыхающих при организации многодневных туров. К слову, осадка широкогабаритных пассажирских теплоходов старой модификации не превышает 1,2 м.

Таким образом, сама собой напрашивается мысль об использовании нашего природного богатства на пользу людей и экономики государства. Конечно, потребуется существенное вложение первоначального частного или государственного капитала в организацию разработки туристских маршрутов вдоль рек, в благоустройство и реконструкцию пристаней, реновацию существующих и постройку новых транспортных средств, в рекламу.

Вернемся к реке Припяти, этой «Белорусской Амазонке», как называется она в некоторых публикациях. На ее берегах расположены известные сотни лет города Пинск, Давид-Городок (на полноводном притоке Припяти – Горыни), Туров, Петриков, Мозырь (рис. 1).

Почти в центре Полесья, на левом берегу тихой и полноводной реки Пины, там, где она впадает в Припять, расположен один из древнейших белорусских городов – Пинск. Первое упоминание о нем относится к 1097 г. Сейчас Пинск – один из промышленных и культурных центров Беларуси. Богат он также историческими и культурными памятниками. Существующая на берегу Пины речная пристань по своему прямому назначению используется сейчас лишь частично (рис. 2).

Рис. 2. Пристань в Пинске

Рис. 2. Пристань в Пинске

Ниже по течению Припяти на правом берегу ее полноводного притока – Горыни расположен древнейший город Беларуси – Давид-Городок. В этом небольшом городе сохранился интересный исторический памятник – Замковая гора, которая защищала древних поселенцев от врагов. Высота горы – 15–16 м, а ее диаметр по основанию равен почти 150 м. По данным археологов, городище на Замковой горе возникло в XI–XII вв.

Поистине восхитителен и неповторим здесь полесский ландшафт: холмы, долины, поля и перелески, извилистые речушки и живописные озера, прячущиеся в дубовых зарослях.

Двигаясь дальше по течению Припяти, мы попадаем в Туров – одно из самых древних поселений на территории нашей Беларуси. В X–XII вв. город был центром Туровско-Пинского княжества, включавшего в себя поселения, из которых выросли нынешние города Пинск, Мозырь, Слуцк. Располагаясь на важнейшем транспортном пути, Туров имел в те времена экономическое и военное значение, как центр крупного княжества. Свидетелями былой военной мощи города являются курганы и насыпи, расположенные вокруг него. В местном краеведческом музее собраны материалы, рассказывающие об историческом прошлом Турова. Раскинувшиеся по берегам Припяти пущи окружают город и привлекают красотой могучих лип, кленов, дубов, грабов (рис. 3).

Рис. 3. Залесенная набережная Припяти в Турове

Рис. 3. Залесенная набережная Припяти в Турове

Ниже Турова по течению Припяти, после многочисленных изгибов реки, на ее левом высоком берегу расположен город Петриков – крупный районный центр Гомельской области, родина легендарного белорусского партизана – деда Талаша. Роль пристани этого объекта водного транспорта выполняет скромное плавучее сооружение (рис. 4). Вблизи от нее, чуть выше по течению реки, находится один из лучших агрогородков Полесья – Лясковичи (рис. 5).

Рис. 4. Импровизированная плавучая пристань в Петрикове

Рис. 4. Импровизированная плавучая пристань в Петрикове

Рис. 5. Набережная агрогородка Лясковичи

Рис. 5. Набережная агрогородка Лясковичи во время проведения республиканской выставки-ярмарки «Зов Полесья»

Миновав Петриков, Припять, приняв справа реку Уборть, а затем слева – реку Птичь, и постепенно поворачивая на юго-восток, огибает самую крупную в пределах Полесья возвышенность – Мозырскую гряду и подходит к одному из наиболее значимых городов Гомельской области – Мозырю. Этот город с населением около 100 тыс. человек – один из старейших городов Беларуси, в прошлом являвшийся владением литовских, польских, русских князей. С XVII века Мозырь – город Русского, а затем Российского государства, развивавшийся благодаря торговле и удачному расположению на важном речном транспортном пути, каковым была тогда Припять. Во времена Советского Союза мозырская речная пристань являлась значимым объектом на речных путях Пинск–Мозырь, Мозырь–Киев.

Здание речного вокзала служило и служит украшением города со стороны реки. В настоящее время вокзал потерял свое былое значение как транспортный объект и является небольшим общественно-торговым комплексом на набережной Припяти. Роль пристани выполняет плавучее сооружение с минимальным набором помещений (рис. 6).

Рис. 6. Пристань в Мозыре

Рис. 6. Пристань в Мозыре

В представленном кратком историко-экскурсионном очерке мы показали пусть и скромные, но потенциально перспективные возможности водного туристского маршрута по Припяти. Основные достоинства этого маршрута – прекрасная окружающая природно-ландшафтная среда, чего в большинстве своем лишен как отечественный, так и зарубежный современный горожанин.

Нет сомнений в сложности освоения этой сферы туристического бизнеса, однако со временем водный туризм будет играть большую роль в экономике нашей страны.

Понятно, что для организаций речных туристических маршрутов надо решить много вопросов. Основными являются: создание речных пристаней с формированием вокзала, примыкающих к нему акватории и привокзальной площади; формирование соответствующего парка транспортных средств.

Как видно из краткого описания и представленных фотографий, существующие речные пристани это, в основном, весьма скромные и небольшие здания, некогда отвечавшие функциональным потребностям речного транспорта прошедших времен.

Особенности функционирования речных вокзалов и павильонов зависят от ряда факторов, в числе которых:

  • сезонность эксплуатации этих сооружений;
  • возможность их использования по иному назначению зимой, во время прекращения навигации;
  • особенности природного окружения;
  • особенности условий посадки в суда при переменной высоте горизонта воды и др.

В зданиях вокзалов, при их использовании по прямому назначению в качестве объектов речного пассажирского транспорта, должны быть такие помещения, как операционный зал с кассами, багажное отделение, камера хранения ручной клади, медпункт, кафе, служебные и вспомогательные помещения, санузлы, каждое из которых должно быть рассчитано на определенное число прибывающих и отъезжающих пассажиров. Реконструкция этих объектов с акцентом на обслуживание групп туристов потребует также включения в их состав и иных помещений, учитывающих повышенные запросы современного пассажира-путешественника в плане получения познавательных услуг и отвечающие экскурсионной значимости города и его окрестностей.

Как отмечает профессор Г.А. Потаев, категории городов, включенных в «туристскую тропу» могут быть классифицированы как центры культуры, деловых взаимоотношений, экологического и лечебно-оздоровительного туризма и пр. [5].

Конечно, на начальном этапе освоения предлагаемого водного маршрута по Припяти могут и должны быть использованы существующие сооружения пристаней в обозначенных городах. Потребуется лишь их эстетическое обновление и определенная реконструкция с целью включения необходимых помещений. В будущем, по мере развития туристического потенциала маршрута, когда туристические услуги станут заметной статьей бюджетов входящих в него городов, можно предпринять шаги по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры туристического бизнеса. В первую очередь, например, это может быть развитие вокзальных комплексов с прилегающей площадью, что явится функциональным и архитектурно-планировочным элементом обновления прилегающей городской застройки.

Для транспортного обслуживания предлагаемого водного маршрута на первом этапе можно будет использовать имеющийся парк пассажирских теплоходов после проведения их капитального ремонта и реконструкции. Частные инвестиции и государственная поддержка позволят затем перейти к постройке судов, отвечающих потребностям современного туризма. Организаторам работы по формированию всех элементов туристического маршрута следует также учесть возможность использования на маршруте маломерных судов, включая легкие плавсредства самодеятельных туристов.

Изложенные в этой статье предложения и соображения – лишь наметки к теме развития речного туризма в нашей стране. Как реки питаются ручейками, так и любое дело начинается с идеи и первых шагов. Нам представляется, что организация туристических маршрутов по Припяти – вполне реальная и заслуживающая внимание идея, реализация которой послужит дальнейшим шагом в развитии туризма в Беларуси вообще и водного – в частности.

   
 *Августовский канал – судоходный канал в Польше и в Гродненской области Беларуси – соединяет реки Вислу и Неман (через реки Бебжу, Нетту и Черную Ганьчу). Является памятником гидротехнического зодчества, расположенным в особо охраняемой ЮНЕСКО зоне. Длина канала – 101,2 км, из них – 22 км на территории Беларуси и около 79 км – на территории Польши. Включает ряд шлюзов и разводных мостов. Развитие туризма на Августовском канале началось в 20–30-е годы ХХ столетия. Канал предлагает туристам различные возможности для активного и познавательного отдыха. Непревзойденные красоты прибрежных пейзажей отличаются девственной нетронутостью природных ландшафтов хвойного леса и озер – особенно вдоль рек Бебжи и Нетты в Польше – и наполняют Августовский лес от запада до востока очарованием первобытности. Большинство туристов предпочитают путешествовать по каналу на байдарках, каноэ, моторках и ловить рыбу. Туристам, отправляющимся на Августовский канал с белорусской стороны на своем автомобиле, рекомендуется ориентироваться на шлюз Немново и деревню Соничи. 
   

Список литературы

1. Водный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 18.07.1998 г.– Мн.: Аквафея, 2006.– 71 с.

2. Дучыц, Л. Рака // Беларуская мiфалогiя: Энцыклапед. слоўн. / С. Санько i iнш., склад. І. Клiмковiч.– Мн.: Беларусь, 2006.– 599 с.

3. О туризме: Закон Республики Беларусь. 25.11.1999 г. № 326-3. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь № 2/101.

4. Павлов, А. Речной флот надо снимать смели / А.Павлов // Советская Белоруссия.– 2013– 25 июля.– С. 1, 8.

5. Потаев, Г. Города Беларуси как центры туризма / Г. Потаев // Архитектура истроительство.– 2008.– № 10.– С. 27–31.

6. Сергачев, С. Река втрадициях культуры иландшафтов Беларуси / С. Сергачев // Архитектура истроительство.– 2009.– № 6.– С. 10–13.

Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.