18.01.2018:18:22

В Полоцке обсудили «дорожную карту» зеленого градостроительства

Версия для печати

Команда проекта ПРООН/ГЭФ «Зеленые города» в конце прошлого года собрала экспертов, журналистов, представителей местной власти в Полоцке. Разговор зашел об устойчивом развитии регионов, рациональной организации городской среды, внедрении новых перспективных технологий в урбанистические ландшафты. Корреспондент «РСГ» итожит состоявшийся обмен мнениями.

IMG_9796

Проект «Зеленые города», финансируемый Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) и реализуемый Программой развития ООН в партнерстве с Минприроды Беларуси, напомним, официально запущен полгода назад. Реализация планов зеленого градостроительства, пилотных инициатив по устойчивому городскому транспорту уже начата в Полоцке и Новополоцке. А для Новогрудка — третьего города, задействованного в проекте, — предусмотрены мероприятия по повышению энергоэффективности.

В обсуждении  поучаствовали первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей ЛЕЙЧЕНКО, заместитель председателя Новополоцкого горисполкома по строительству и ЖКХ Альберт ШАКЕЛЬ. Они отметили: комплексный подход к градостроительству позволит двум городам существенно сократить выбросы парниковых газов, перейти на климатически устойчивый путь развития.

Переубедить заядлых автомобилистов

Этот проект примечателен, во-первых, тем, что его мы осуществим сразу в двух городах нашего региона — Полоцке и Новополоцке, и, во-вторых — такой комплексный подход к решению проблем зеленого градостроительства не применялся прежде нигде в Беларуси, — отметил, открывая пресс-завтрак, первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей Лейченко. — Полоцк и Новополоцк тесно связаны, ведь имеют схожие проблемы: в первую очередь — с городским трафиком. Необходимо более рационально регулировать работу общественного транспорта, задействовать велосипеды на улицах двух наших городов. Планируем через четыре года добиться и того, чтобы как можно больше горожан отдавали предпочтение вовсе не личным авто, а другим способам передвижения. Хотя уже сейчас понятно: сложнее всего будет переубедить заядлых автомобилистов, но — мы постараемся.

Заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Альберт Шакель добавил:

Автотранспорт, наряду с промышленными предприятиями, —  главные загрязнители воздуха и в Полоцке, и в Новополоцке. Искусственно запрещать, ставить шлагбаумы, укладывать больше «спящих полицейских» — не выход. Нужно работать с людьми, менять мышление — пора пересаживаться на велосипеды, больше ходить пешком, пользоваться общественным транспортом! Но, вместе с тем, важно понимать: местные бюджеты сегодня не настолько богаты, чтобы позволить, к примеру, лишнюю остановку–другую оборудовать нужными современными средствами оповещения.

Что конкретно будет сделано?

Ограниченность в финансах заставляет местные власти делать ставку на реальные, подъемные начинания.

Установим световые табло на остановках двух городов, — рассказал Сергей Лейченко. — Это даст возможность пассажирам отслеживать, когда именно подойдет транспорт. Система оповещения, которой оснастим автопарки, будет иметь выход на мобильные приложения в смартфонах граждан. Они смогут в режиме реального времени отслеживать, где находится тот или иной автобус. Наша цель — управлять потоками городского трафика. Планируем внедрить пока новое для нас программное обеспечение для моделирования дорожного движения. Попытаемся, таким образом, решить проблему оптимизации дорожной сети, чем проектировщики до сих пор, кстати, практически не занимались.

Также запланированы выделение отдельной полосы движения для общественного транспорта, переоборудование перекрестков на новую систему регулирования а также создание велодорожки, которая соединит Полоцк и Новополоцк,

Пока на выбор предлагается две дороги. Местные власти хотят посоветоваться на этот счет с представителями белорусского велосипедного сообщества. Кроме того, подчеркнул он, в двух городах будет активно развиваться электротранспорт, что тоже соответствует последним европейским и мировым трендам.

Есть еще одна интересная идея у ПРООН — предложить нам посотрудничать с архитекторами, которые разработали бы идеи (проекты) типовых зеленых кварталов для Полоцка и Новополоцка, — дополнил Альберт Шакель. — Почему бы и нет? Думаю, и на уровне Минстройархитектуры, и среди отдельных градостроителей найдем единомышленников. Обязательно реализуем и эту задумку, но уже, возможно, в рамках следующего проекта.

Местные власти в Полоцке и Новополоцке всерьез настроены на длительную, комплексную, кропотливую работу. Оно и понятно: зеленые города не появляются просто так, на пустом месте. Для этого нужны координация усилий, изменение мышления и пересмотр, в том числе, некоторых позиций в расходовании бюджетных средств.

Нужно пересмотреть местные активы

Полина-ВЕРДЕВАНЯНЭксперт проекта, старший преподаватель кафедры «Градостроительство» БНТУ Полина ВЕРДЕВАНЯН считает:

Наша республика занимает ведущие позиции среди стран СНГ по градостроительному планированию. А перевод нашего градостроительства на «зеленые рельсы» — новшество именно последнего времени. Причем не только для нас, но и в мировом масштабе. Поскольку Беларусь в этом тренде — уже несколько лет, то и находится, по-моему, в числе передовых стран.

Задача Полины Генриховны в рамках данного проекта — составление опросника для городов с конкретными мероприятиями и последующий контроль их выполнения. По словам эксперта, уже превалирует мнение, в том числе среди местных чиновников, что «мы не можем продвигаться вперед в градостроительстве, в том числе зеленом, потому что у нас на это просто нет денег».

— Необходимо, на мой взгляд, пересмотреть весь комплекс активов, имеющийся в распоряжении местных властей, — рассуждает Полина Вердеванян. — Резерв тут кроется в том, что деньги-то есть. Но — на узкоотраслевые программы, проекты, для закрытия, порой разрозненных, строк в городских бюджетах.

Но необходимо вовсе не аккумулировать средства, как можно было бы предположить, а  найти тех людей, те точки приложения, которые есть рядом.

И скооперировать усилия, финансы, чтобы работать на одну общую цель, — заметила эксперт. — Тогда, возможно, подтянутся, например, меценаты в каких-то аспектах вопросов и те же меценаты. Что особенно важно для Полоцка, в связи с необходимостью сохранения историко-культурного наследия, вовлечения его в туристический бизнес.

Еще один резерв тут — талантливая молодежь. Многие студенты, молодые ученые-архитекторы готовы проводить соответствующие исследования, предлагать варианты решения задач. И даже — на волонтерских началах. Нужно создать возможности, чтобы люди рассмотрели, нашли друг друга  и реализовали совместные планы.

В этом смысле проект «Зеленые города», убеждена, будет полезен для дальнейшего развития в комплексе небольших белорусских городов, — полагает Полина Вердеванян. — По количеству непосредственно зеленых территорий, населенные пункты Беларуси выглядят неплохо. Но зеленый город в широком смысле выделяется не только этим, а совершенно иным содержанием своих активов. Чтобы транспорт не вредил окружающей среде, и объекты общественного назначения находились там, куда можно попасть пешком. И таких составляющих немало, они формируют комфортную городскую среду.

Чтобы быстрее и эффективнее переводить наше градостроительство на зеленые «рельсы», нужно посмотреть, что есть уже в плане законодательной, нормативной базы и что — в сфере градостроительной политики.

Солидарна с мнением профессора, доктора архитектуры, зав. кафедрой «Градостроительство» БНТУ Георгия ПОТАЕВА, который, проведя соответствующий анализ, сделал вывод: в Беларуси есть неплохие предпосылки, условия для того, чтобы мы без сучка и задоринки, плавно перешли на принципы зеленого градостроительства, — отмечает Полина Вердеванян. — Есть у нас и градостроительная политика, детально проработанная до 2020 года, но… Она не содержит никаких позиций, которые помогали бы именно местным городским властям формировать свою региональную градостроительную политику. Если местные власти, пересмотрев свои активы, увидят, что ими можно распорядиться по-другому, более эффективно, — тогда наше градостроительство станет не только «зеленым», но и «умным зеленым».

От развития транспортной инфраструктуры — к устойчивой мобильности

Вера-СЫСОЕВАНет универсальных рецептов для каждой страны, мы должны найти свой путь в этом деле, — рассуждает эксперт проекта,  национальный консультант по зеленому градостроительству, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Градостроительство» БНТУ Вера СЫСОЕВА. —  Приоритеты, впрочем, универсальные, общие и понятные: экологический акцент (сокращение выбросов СО), а также решение задач устойчивого развития в регионах.

Акценты в проектировании населенных пунктов, в соответствующих разделах генпланов, если судить по практике белорусского градостроительства, пока, к сожалению, больше упирают на развитие транспортной  инфраструктуры.

— Необходимо переформатироваться — и  в сознании отдельного горожанина, и в градостроительной политике — с понятия «развитие транспортной инфраструктуры» приходить к понятию «развитие устойчивой городской мобильности», — акцентирует  Вера Сысоева. — В чем разница? Мобильность — значит перемещение людей в городском пространстве. Но на каких средствах? Как оптимально сформировать баланс способов и средств передвижения — пешеходного, общественного и велотранспорта, — в условиях конкретного города? Пока, на мой взгляд, применением таких схем с задействованием экологически оправданных средств передвижения в Беларуси занимаются мало. Но у студенческой молодежи есть интерес к подобным зарубежным стримам. Ценный опыт нужно проанализировать и развивать собственные практики.

Инна ГАРМЕЛЬ, фото предоставлены Пресс-офисом ПРООН