27.09.2017:00:39

В каких сегментах стройотрасли усиливается конкуренция?

Версия для печати

Российские эксперты задались целью проанализировать уровень конкуренции в строительной отрасли. Результаты проведенных исследований показали, что строительный рынок пока сложно назвать свободным.

Недавно маркетинговое агентство Simple Analytics провело традиционный мониторинг конкурентной среды в строительстве, сообщает портал «Строительство.RU». Данные конкурентного бенчмаркинга охватили несколько рыночных сегментов: проектирование и инжиниринг, промышленное и гражданское строительство, а также сектор жилищно-коммунального хозяйства.

Для этого эксперты оценили сегменты по Индексу Герфиндаля. Если его значение меньше 400 — на рынке преобладает совершенная конкуренция, то есть работает очень много конкурирующих друг с другом компаний. Значение индекса в диапазоне от 400 до 1000 говорит о монополистической конкуренции (10–20 предприятий), от 1000 до 3000 — на рынке преобладает олигополистическая конкуренция (5–7 компаний). Если же значение индекса более 3000, это означает, что на рынке царит монополия или монопольная конкуренция (1–2 организации).

Чем ниже столбик на диаграмме, тем выше конкуренция. Результаты 2012–2015 годов, оценка 2016 года и прогноз на 2017-й.

Как показали расчеты, отрасль строительства в России представляет собой рынок c монополистической конкуренцией, то есть в ней на федеральном и региональном уровнях работают не более 15–20 крупных компаний, которые могут диктовать свои условия как поставщикам, так и заказчикам.

Из рассмотренных в конкурентном бенчмаркинге отраслей вообще невозможно выделить отрасли с совершенной конкуренцией. Ближе всех к этому состоянию находится отрасль промышленного и гражданского строительства. Кроме того, явные структурные изменения в уровне конкуренции предприятий за последние 5 лет произошли в отрасли проектирования (инжиниринга) и промышленно-инфраструктурного строительства. Эти отрасли объединяет факт значительного повышения уровня конкуренции среди предприятий отрасли.

Во многом это объясняется отсутствием инвестиций со стороны традиционных заказчиков и снижением объемов государственного заказа. Проектные организации, строительные и сервисные компании отказались от стратегии выжидания и сконцентрировались на стратегии географической диверсификации и расширении линейки оказываемых услуг. Стратегия выхода на новые для себя рынки подтолкнула эти компании к необходимости снижения цен на выполняемые работы. Снижение спроса на услуги проектных организаций, сервисных и строительных компаний, с одной стороны, и их стремление к минимизации цен, с другой, во многом обострили уровень конкуренции в этих отраслях.

В 2017 году, по мнению аналитиков, отрасль промышленно-инфраструктурного и гражданского строительства, а также отрасль жилищно-коммунального хозяйства будут двигаться в сторону усиления конкуренции между предприятиями. Уровень конкуренции в других отраслях не будет значительно отличаться от 2016 года.