Полихромная реновация городов

Современные города стремительно растут и видоизменяются. В архитектурной и градостроительной практике все шире применяются новые художественные средства, в том числе трансформируется цветовая палитра. Цвет является носителем информации, причем такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии. Он раньше других факторов информирует нас о свойствах объекта, и обычно мы сознательно или бессознательно доверяем этому «информатору».

Колористика как искусство создания художественного образа города. Колористика (от лат. color – краска, цвет) – система множества цветов архитектурных и природных объектов, образующая пространственное, изменяющееся во времени цветовое поле города [1, 2]. Она несет две функции – утилитарную и эстетическую. И если предназначением первой является обеспечение «сигнализации» для ориентации в городском пространстве, то второй – вызывать у человека эстетические переживания, на основе которых возникают запоминающиеся художественные образы городской среды [2, 3].

В советских городах цвет практически полностью исчез из городского пространства. Он  рассматривался как нечто недолговечное, а отсутствие его выражало стабильность. Вообще в городах редко используются активные цвета. Даже относительно яркие (например, охра в постройках Карла Росси) в нашей климатической зоне «размываются» эффектом воздушной перспективы в сочетании с пасмурной погодой (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1. Даже относительно яркие цвета фасадов зданий в нашей климатической зоне «размываются» эффектом воздушной перспективы в сочетании с пасмурной погодой. Улица К. Росси в Санкт-Петербурге

В цветовой структуре любого города можно выделить цветовой фон и цветовые акценты.

Цветовой фон – это сочетание повторяющихся цветов и оттенков. Исторически он был обусловлен цветами наиболее распространенных и доступных строительных материалов (белый мрамор в Древней Греции, желтый песчаник и красная черепица во многих европейских городах и т.д.).

В современную эпоху цветовой фон каждого конкретного города образуют цвета и оттенки, которым отдают предпочтение его жители и их представители – архитекторы. Например, в цветовой гамме центральной части Минска преобладают пастельные тона (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2. В цветовой гамме центральной части Минска преобладают пастельные тона

Изменения цветовой палитры городов связаны со сменой типов городской культуры, так как цвет является одним из ее проявлений.

Цветовые акценты – контрастные по отношению к цветовому фону города, городского района цвета архитектурных и инженерных сооружений. Такие акценты используются в цветовой композиции для выделения наиболее значимых в композиционном отношении объектов городского пространства (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3. Цветовые акценты используются в цветовой композиции города для выделения наиболее значимых в композиционном отношении объектов городского пространства. Красный мост в Эдинбурге, Шотландия

Динамика цветовой палитры города. В цветовой палитре, включающей множество цветов, можно выделить доминирующие цвета, которые создают усредненную колористику городской среды.

Подвижность колористики города связана с подвижностью природной полихромии, изменениями городской среды, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия окружающего мира людьми.

Существуют естественные циклы динамики цветовой палитры города, обусловленные сменой сезонов года (в летние месяцы активно проявляется зеленый цвет растительности, в зимние – белый цвет снега). Динамика социально-культурных процессов также воздействует на изменение цветовых предпочтений жителей и формирование новой цветовой палитры города. Каждый новый тип культуры имеет свою полихромию.

С помощью цвета горожане «редактируют» город. «Город нельзя взорвать, когда его пространство нас уже не устраивает», – писал Рем Коолхаас [4]. Однако можно использовать существующие постройки как основу для выражения новых идей с помощью цвета.

Цветовые символы в городском пространстве. Цветовые символы – продукт и язык социальной коммуникации. Их основной задачей является передача информации.

Например, для упрощения ориентации в одном из современных безликих московских жилых районов – Марфино использованы цветные символы экзотических животных (носорогов, верблюдов, слонов, жирафов, кенгуру). На основных подъездах и подходах к Марфино размещены крупные упрощенные схемы района с символами животных, выбранных для каждого квартала. Эти символы повторяются на асфальте, на специальных дорожных знаках, на глухих торцах зданий со схемами квартала и номерами домов. Внутри каждого двора также установлен символ большого размера (синий носорог, розовый слон, красный жираф и др.), который хорошо виден из любой точки дворового пространства (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4. Синий носорог – символ одного из жилых кварталов Москвы, используемый для упрощения ориентации в жилом районе Марфино

Колористика как средство сохранения культурного ландшафта исторических городов. Историко-культурное наследие в виде зданий, улиц, площадей образует символические и эмоциональные ценности города, связанные с культурными и историческими традициями, их накопленной памятью.

В процессе ревитализации (от лат. re – снова, опять и vitalis – жизнь, т.е. возвращение к жизни, переоборудование исторических зданий под новые функции) и реновации (от лат. renovatio – обновление, улучшение, совершенствование) районов исторической застройки важно сохранить не только стилистику, но и цветовую палитру, характерную для той или иной исторической эпохи.

Рис. 5 Рис. 6

Рис. 5. Новая полихромия исторической застройки

Рис. 6. Яркие краски праздничного оформления культурно-туристской зоны. Нанкин, Китай

Цветовые акценты в городах – центрах туризма. Наряду с тенденцией сохранения культурного ландшафта в исторических городах – центрах туризма наблюдается противоположная тенденция – включение в городскую среду цветовых акцентов. Это и новая полихромия исторической застройки (рис. 5), и яркие краски праздничного оформления культурно-туристских зон (рис. 6).

Создание праздничной, карнавальной атмосферы – характерная особенность пространственной организации городов – центров туризма. Различные праздники, фестивали, карнавалы, смотры-конкурсы сменяют друг друга практически без перерыва. Яркие праздничные декорации в культурно-туристских зонах «работают» днем и ночью, обновляясь время от времени и обеспечивая эффект новизны (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7. Яркие праздничные декорации в культурно-туристских зонах «работают» днем и ночью, обновляясь время от времени и обеспечивая эффект новизны. Пекин

Цвет как реклама коммерческого продукта. Оригинальные и эстетически выразительные архитектурные сооружения являются эффективной рекламой товаров на рынке недвижимости. Чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей к объектам недвижимости, все чаще используются яркие цветовые решения новой застройки.

Примером такого подхода является проект нового жилого комплекса в поселке Зацень Минского района, выполненный архитекторами ЗАО «Белзарубежстрой». Цветоворешение фасадов жилых домов существенно обогатило их объемно-пространственную композицию (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 8. Чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей к объектам недвижимости, все чаще используются яркие цветовые решения новой застройки. Проект нового жилого комплекса в поселке Зацень Минского района (ЗАО «Белзарубежстрой»)

Офисное здание с торговыми объектами по ул. Кирова в Минске, также построенное по проекту ЗАО «Белзарубежстрой», внесло разнообразие в сдержанную цветовую гамму сложившейся застройки этого района (рис. 9).

Рис. 9

Рис. 9. Офисное здание с торговыми объектами по ул. Кирова в Минске внесло разнообразие в сдержанную цветовую гамму сложившейся застройки этого района города (ЗАО «Белзарубежстрой»)

Закономерности формирования цветового образа города. Архитектурные объемы могут иметь окраску хроматических (цвета спектра), ахроматических (от белого до черного) тонов, меняться от хроматических к ахроматическим тонам, например от красного к белому или черному.

Цветовая композиция является совокупностью цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве), организованных по определенной закономерности и рассчитанных. В зависимости от количества цветов и оттенков различают следующие виды цветовых композиций: монохромная, полярная, трехцветная, многоцветная со сдвигом к одному цветовому тону, ахроматическая и полихроматическая.

Необходимо помнить, что любые два цвета в близком соседстве воспринимаются иначе, чем по отдельности. Наблюдается также эффект смешения цветов на расстоянии.

В городском пространстве архитектурные объемы воспринимаются с достаточно большого расстояния, поэтому на удалении цветовая картина может выглядеть иначе, чем с близкого расстояния [1, 2].

Важное значение имеет читаемость городского ландшафта (от лат. legibilis – четкий) – качество градостроительной композиции, позволяющее легко распознавать части города и складывать их в упорядоченную картину. Под «читаемостью» подразумевается, что в городе имеются пространственные ориентиры, форма пространств соответствует их значению, а исторические слои узнаваемы и понятны.

Эстетическое представление о городе обычно иерархично: выделяются объекты общегородского значения (как правило, это крупные общественные здания или природные доминанты с выразительным, запоминающимся обликом) и локальные, по которым создается представление о различных районах города.

При формировании художественного образа градостроительного объекта, построении художественной концепции и художественных сюжетов важно установление взаимосвязей между поселением и имевшимися историческими и культурными событиями. Это позволяет обогатить художественный образ поселения, отразить в нем связь времен – прошлого, настоящего и будущего [3].

Однако все больше появляется архитектурных объектов, нарушающих сложившиеся закономерности формирования цветового образа городов. Например, комплекс Torres Porta Fira (совместный проект Тойо Ито и бюро b720 Ferm n V zquez Arquitectos), построенный в промышленном пригороде Барселоны (рис. 10).

Рис. 10

Рис. 10. Пример игнорирования сложившихся закономерностей формирования цветового образа города. Комплекс Torres Porta Fira, включающий отель и офисное здание (совместный проект Тойо Ито и бюро b720 Ferm n V zquez Arquitectos) в промышленном пригороде Барселоны

Виртуальный образ города. В отличие от облика города, который реален, его образ духовен, виртуален. Во Всемирной паутине (World Wide Web) виртуальные пространства не привязаны к физическим точкам реального городского пространства. Это позволяет каждому человеку иметь в столь популярных сегодня социальных сетях виртуальные места встреч, обмена идеями, радостями и горестями.

Многие из нас имеют свой индивидуальный виртуальный город. Активно формируются сетевые мегаполисы. Если бы Facebook был страной, то по численности населения он занимал бы 3-е место в мире после Китая и Индии. Пока люди всецело не переместились в виртуальное пространство, нужно рассматривать виртуальный феномен города в тесной связи с традиционными представлениями о формировании и развитии городов.

Художественный образ города – эстетически осмысленное отражение его облика в психике человека. В его создании участвуют как планировка, застройка, элементы благоустройства и озеленения города, так и наблюдатель [3, 5].

Художественный образ городов, других градостроительных образований формируется из впечатлений, которые остаются у людей в результате визуального восприятия городской среды. При этом человек корректирует получаемые зрительные образы с помощью логического мышления, имеющихся знаний и опыта, объединяет разрозненные впечатления в целостный образ.

Оригинальные архитектурные сооружения активно участвуют в формировании художественного образа городов даже без использования ярких цветов (рис. 11, 12).

Рис. 11

Рис. 11. Жилой комплекс «Айсберг» (4 архитектурные фирмы – Louis Paillard, CEBRA, JDS architects и seARCH) в городе Орхус, Дания, имеет сдержанное цветовое решение – белоснежные стены с полупрозрачными балконными панелями синего цвета

Рис. 12

Рис. 12. Оригинальные архитектурные сооружения активно участвуют в формировании художественного образа городов даже без использования ярких цветов. Многофункциональный комплекс Reflections (архит. Даниэль Либескинд). Сингапур

Для каждого отдельного человека город, другой градостроительный объект индивидуален, в то же время существует обобщенный, общественный образ города, в котором выражены его наиболее значимые визуально воспринимаемые характерные черты и особенности.

Основными элементами городского пространства, влияющими на формирование художественного образа, являются пути движения людей, композиционные «узлы» городского пространства, ориентиры, границы, районы.

Выводы. Для современного периода общественного развития характерно повышение требований к качеству городской среды: города должны быть не только удобными для жизни и безопасными, но и красивыми. В условиях обновления городов ведется их полихромная реновация – от введения в городское пространство новых цветовых акцентов до изменения цветовой палитры.

Колористика каждого конкретного города формируется под воздействием цветовой культуры общества, архитектурных традиций, применяемых строительных материалов, природно-климатических и градостроительных условий.

Учет особенностей и значимости каждого фактора для конкретного города позволяет создавать в каждом из них неповторимую колористику.

Литература

1. Миронова, Л.Н. Цветоведение: учебное пособие / Л.Н. Миронова. – Минск: Выш. школа, 1984. – 244 с.

2. Архитектурный дизайн: словарь-справочник / под общ. ред. Е.С. Агранович-Пономаревой. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 342 с.

3. Потаев, Г.А. Композиция в архитектуре и градостроительстве / Г.А. Потаев. – Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2015. – 304 с.: цв. ил.

4. Koolhaas, R. Delirious New York / R. Koolhaas. – NY: Oxford University Press, 1978. – 42 s.

5. Qualman, Е. Socialnomics / E. Qualman. – NY: ARCH, 2006. – 188 s.

Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.