Новые горизонты архитектуры

Архитектурное образование в Брестском государственном техническом университете построено по классическому образцу в соответствии с установленной программой. Классические знания, как столпы каркаса образования, мощно устанавливаются в сознании студента. Жесткая сетка колонн – основа здания образования.

Однако жизнь динамична. Широкое внедрение новых информационных технологий, которые становятся доступны каждому человеку, появление новых типологий многофункциональных зданий, строительных материалов и технологий способствуют формированию новых пространств для жизни человека. Осознание мира меняется. Сокращение доступности и времени попадания в любое государство мира — как физически, так и виртуально — делает наш земной шар маленьким. Реальное пространство в осознании сжимается, а виртуальное расширяется до размеров Вселенной как на макро-, так и на микроуровнях.

Новые горизонты архитектуры

Конечно, подобные изменения в осознании пространства жизни не могут не отразиться на архитектурных подходах к формированию реального пространства и, следовательно, на подходах к процессу образования.

В рамках курса лекций «Актуальные проблемы современной архитектуры и градостроительства» на примерах новых проектов и построенных зданий раскрывается тема формирования нового пространства для жизни современного человека. Анализируется множество факторов этого процесса: новые подходы к застройке территорий в градостроительстве; применение новых приемов функциональной организации многофункциональных комплексов; использование новых строительных материалов и технологий, способствующих новому архитектурному формообразованию.

Особое внимание студентов обращается на внутреннюю, глубинную сущность архитектурных произведений, которая часто «закрывается» внешними эффектными формообразующими приемами и теряется для понимания. Это очень важный момент в образовательном процессе: научиться осознавать и воспринимать на первый взгляд невидимое. Мы часто сталкиваемся с данной проблемой: сложно выстроенное здание производит благоприятное впечатление, а почему это происходит, поначалу непонятно. Анализ структуры построения здания, выявление его глубинной сущности, как правило, указывают на классические пропорции ритмических рядов построения общей структуры сооружения. Это надо научиться видеть и использовать в своих проектах.

Новые горизонты архитектуры

Другим архитектурным подходом к формированию нового пространства жизни является обращение его к человеку, его сущности. Эта тема, казалось бы, не нова: на каждом переломном моменте истории она звучит и проявляется в меру возможностей. Однако в настоящее время вместо популистских звучаний «все для человека, все во имя человека» появляется Реальность, обращенная к человеку. Это может проявляться, казалось бы, в простых вещах, например, в деревянных набережных вместо бетонных. Да, они недолговечны, но удобны для человека; да, они требуют постоянного ухода, но эта деятельность и есть проявление нового отношения к человеку. Это не просто: увидеть и воплотить в жизнь реальные маленькие потребности реального человека, а в результате получается удивительно большое, удобное, благоприятное пространство.

Это направление архитектурной деятельности сформировалось в последнее время и носит название «новый урбанизм». Оно призвано постепенно охватить все сферы пространства — от градостроительства до дизайна скамейки. Происходит переворот осознания архитектурной деятельности в направлении к «маленькому» человеку.

Возвращаясь к установленным столпам классического архитектурного знания, мы вдруг обнаруживаем многочисленные разнонаправленные потоки нового видения, которые обтекают жесткую сетку колонн и формируют новые пространства.

Новые горизонты архитектуры

Примером проявления вышесказанного может служить дипломный проект выпускницы БрГТУ 2015 года Анны Матчан, выполненный на кафедре архитектурного проектирования и рисунка под моим руководством.

Для дипломной работы «Реконструкция квартала в границах улиц проспект Машерова — Советская — 17 Сентября — Набережная с разработкой многофункционального центра» выбрано место в центре города Бреста на берегу реки Мухавец. Основная идея — создание квартала «город в городе» согласно концепции «нового и зеленого урбанизма».

Первая задача, которая была решена в дипломной работе, — правильный выбор масштаба застраиваемой территории, соответствующего масштабу центра города. Ритмические ряды горизонтальных и вертикальных членений массива застройки, нарастающей от береговой линии реки Мухавец к городскому ЦУМу, гармонично спропорционированы. Создано открытое в южном направлении пешеходное террасированное пространство. Сетка пешеходных улиц, выполненных с применением деревянных настилов, плавно спускается в направлении к реке. На перекрестках улиц сформированы маленькие площади. В первых этажах вдоль пешеходных улиц размещаются объекты обслуживания: магазины, кафе и т.д. Создано благоприятное для человека пространство.

Вторая столь же важная задача, решению которой было уделено особое внимание, – создание сомасштабного человеку многофункционального комплекса, обеспеченного реальной транспортной доступностью к любой функциональной зоне. Двухуровневый подземный паркинг, разбитый на шесть пожарных отсеков, вертикальными коммуникациями связывает все объекты, входящие в этот комплекс.

В целом в проекте удалось отразить концепцию «нового урбанизма» и превратить территорию квартала в кульминацию и важную завершающую часть пешеходной улицы города.

На IX Республиканском конкурсе дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Республики Беларусь, проходившем 3–5 сентября в рамках XI Национального фестиваля архитектуры «Минск-2015», работа была отмечена высшей наградой – Гран-при.

Статьи по теме:

XI Национальный фестиваль архитектуры «Минск-2015»: место встречи – Верхний город

Архитектурные «Оскары» нашли своих героев

Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.