19.11.2017:19:01

Новая жизнь Старого моста

Версия для печати

Реконструированный по уникальной, не имеющей аналогов в мире технологии исторический мост стал украшением города над Неманом. Удалось не только сохранить оригинальные конструкции, но и вдвое увеличить его пропускную способность. Авторский коллектив, причастный к реализации смелой идеи, на днях награжден Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь.

 

Масштабного обновления мост, построенный еще в 1908 году, требовал уже давно. Сооружению, рассчитанному на гужевой транспорт, приходилось принимать до 30 тыс. машин в сутки. А проезд тяжелой техники и даже троллейбуса вызывал ощутимые колебания. Скорость движения не превышала 10–20 км/ч, город часто стоял в пробках и задыхался от вредных выхлопов.

 

Специалисты по мостостроению из Беларуси, России, Польши в один голос рекомендовали старый мост снести, а на его месте возвести современный. Однако востребованность моста и стремление сохранить старую архитектуру требовали поиска принципиально иного подхода.

— Поэтому после осуществления всестороннего анализа и инженерно-научного поиска институт «Гродногражданпроект» совместно с БНТУ вынес не встречающееся до сих пор в мостостроении решение на уровне изобретения с сохранением существующей конструкции, расширением ее и подведением опорных ферм с изменением расчетной схемы и получением пяти меньших пролетов вместо трех 60-метровых, — поясняет особенности проекта главный инженер института «Гродногражданпроект», заслуженный строитель Беларуси Рышард КАЦЫНЕЛЬ.

В результате получилось сэкономить около 700 т хорошо сохранившейся качественной немецкой стали.

— Кроме сохранения аутентичного металла, удалось повторить оригинальный архитектурный образ моста, — обращает внимание главный архитектор института «Гродногражданпроект» Александр ЗАХАРЧУК.Мы использовали старые фотографии, которых сохранилось достаточно много, и чертежи. Конечно, мы не ставили задачу создать точную копию оригинального сооружения. Однако общий характер, ажурность и строение мы воспроизвели полностью.

По словам Александра Захарчука, все работы на мосту удалось завершить в рекордные сроки — за 9 месяцев, хотя такие масштабные проекты могут растягиваться до 3-х лет. Что интересно, некоторое время горожане даже не подозревали, что под мостом уже вовсю кипит работа.

 

По итогу пропускная способность моста значительно увеличилась — дорожное полотно получило ширину в 22 м вместо 12,5 м (4 полосы движения). Достигнут и существенный экономический эффект. Удалось сэкономить 1,7 тыс. т стали на общую сумму 5 млн долларов, а удельная стоимость 1 м2 моста оказалось в 2 раза ниже, чем была бы при новом строительстве.

Вполне заслуженно авторский коллектив — Александр ЗАХАРЧУК, Рышард КАЦЫНЕЛЬ, Сергей ЛУШЧ, главный специалист по строительству мостов — главный инженер проекта проектной мастерской № 3 областного унитарного проектного предприятия «Институт Гродногражданпроект», Станислав МАСКЕВИЧ, прежний директор ОАО «Союзпроммонтаж» и Василий РОМАШКО, прежний директор ОАО «Мостостроительный отряд-58» награждены Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь. А заместитель председателя Гродненского облисполкома Владимир ДЕШКО удостоен Благодарности Премьер-министра.

Реконструкция моста стала лишь частью комплекса работ по облагораживанию областного центра. В планах у руководства города — благоустройство исторической набережной.

 

Алексей КОНОПЛЁВ