23.09.2018:03:47

Нематериальный капитал. Патенты в сфере строительства составляют порядка 1/8 от мирового патентного фонда

Версия для печати

Интеллектуальная собственность — один из важнейших нематериальных активов современных компаний. Зарегистрированные патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки позволяют не только защитить собственные разработки, но и извлечь дополнительную прибыль. Как построить работу с интеллектуальной собственностью в строительной организации и какие проблемы существуют в этой сфере, разбирались 4 сентября на семинаре «Интеллектуальная собственность в архитектуре и строительстве», проведенном в рамках Международной выставки «Будпрагрэс-2018».

Строительство — одна из ведущих технических отраслей экономики. Для ее развития необходим постоянный приток инноваций, новых технических решений и идей. По словам директора по развитию Ассоциации правообладателей интеллектуальной собственности Евгения ПАКА, патенты в сфере строительства составляют порядка 1/8 от мирового патентного фонда, или более 90 млн документов. Безусловным лидером по патентованию за последние три года выступает Китай. Поднебесная зарегистрировала в 2016 году 48 118 патентов, в 2017 — 55 781, а в текущем году — уже 49 131 документ. Заметно от Китая отстают США. Там за эти годы зарегистрировано 3178, 3285 и 2123 патента в сфере строительства соответственно. На постсоветском пространстве инноваций регистрируется гораздо меньше. Например, в России в 2016–2018 годах документальное оформление получили 1354 инновации.

В нашей стране, по сведениям эксперта, ситуация выглядит следующим образом: в 2016 году выдано 30 патентов в сфере наземного строительства, в 2017 — 20, а с начала этого года — 28 документов.

Патенты приносят прибыль

— В сфере патентования и, самое главное, управления интеллектуальной собственностью мы отстаем как от мировых тенденций, так и от России, — отметил Евгений Пак. — Немало белорусских строительных организаций имеют охранные документы на интеллектуальную собственность, но они не поддерживаются в силе. Это лишний раз показывает, что системная работа по защите интеллектуальной собственности в рамках конкретной компании не ведется. Хотя по большому счету патенты — это нематериальные активы предприятия, которые можно монетизировать. Из своей практики я могу привести только один удачный пример работы с интеллектуальной собственностью в строительной отрасли — компания «Сармат». Это единственная у нас в стране организация, которая еще в 1990-е годы оценила свои патенты на смеси в 1 млн долларов. На эту величину был увеличен уставный фонд. В результате баланс получил очень хорошие показатели.

По мнению эксперта, управлению интеллектуальной собственностью белорусским строителям следует поучиться у своих российских коллег, где эта сфера развивается в общемировом русле. Например, известная на российском рынке компания «НИЦ «Строительство» поставила на бухгалтерский учет 114 объектов интеллектуальной собственности. Среди них 63 изобретения, 44 полезные модели, 6 товарных знаков и одно ноу-хау. В активе предприятия также патенты, зарегистрированные за рубежом, — в Китае, Индии, Украине, Узбекистане и странах Европейской конвенции. Но, самое главное, зарегистрированные разработки приносят этой компании прибыль. Так, на использование пяти патентов заключены лицензионные договоры с другими участниками рынка. Причем два соглашения предусматривают исключительную лицензию — это более дорогой вариант, при котором владелец патента обязуется не выдавать ее третьим лицам. Недавно «НИЦ «Строительство» продало часть прав на использование патента через договор совладения.

— Патент нужен для того, чтобы извлечь прибыль, — продолжает Евгений Пак. — У нас же пока получение этого документа остается красивым завершением научно-исследовательской работы, когда основа для его получения — защищенная диссертация. Затем такие патенты нередко лежат на полке и никак не используются.

Проектная документация. Что можно защитить?

По словам специалистов, зачастую непросто определить, что из строительной документации является объектом авторского права. Верховный Суд Беларуси в свое время дал разъяснение, что объектом охраны может считаться не вся проектная документация, а лишь ее архитектурная часть. Именно она становится воплощением творческого замысла автора. Произведения архитектуры имеют двойственное назначение: с одной стороны, несут чисто практические функции, а с другой — выступают как произведения искусства. Авторское право защищает именно художественную сторону объекта.

— В Белорусском законодательстве эти вопросы явно не обозначены, — обращает внимание директор УП «Белпатентсервис» Вячеслав ТРОФИМОВ. — Россия пошла дальше. У них в законе подчеркивается, что объектом авторского права является как сам архитектурный проект, так и разработанная на его основе документация для строительства и, что самое главное, построенный архитектурный объект.

По словам эксперта, в несовершенстве закона кроется и частое некорректное оформление перехода прав на интеллектуальную собственность. Он советует при подготовке договоров на разработку проектной документации особое внимание уделять вопросам использования архитектурного проекта. В частности, отчуждению или передаче исключительных прав на его использование третьим лицам, сроки передачи и объем полномочий.

— На практике нередко строительство начинает одна компания, а завершает уже другая, — продолжает специалист. — Партнеры заключают между собой только договор купли-продажи объекта незавершенного строительства, а права при этом не передаются. Новый застройщик в подавляющем большинстве случаев продолжает строительство на основании старой проектной документации. При этом если изначальный застройщик не был уполномочен передавать исключительные права на архитектурный проект третьему лицу, то продолжение строительства по этому проекту новой организацией означает нарушение прав разработчика проектной документации. Такая же ситуация возникает, если проектная документация дорабатывается третьим лицом. Все это может привести к продолжительным судебным спорам и усложнению повторного использования архитектурного произведения.

Алексей КОНОПЛЁВ