20.08.2017:06:58

Ландшафты в стиле лофт

Версия для печати

Новая жизнь заброшенных промышленных объектов

Seoullo-70175

Автомобильную эстакаду в центре Сеула 1970 года постройки власти города превратили в пешеходную зону и сад. Презентация проекта, получившего название «Соулло 7017», прошла в столице Южной Кореи 20 мая. Сооружение имеет 938 м в длину и 16 в высоту. Здесь на площади почти в 10 тыс. м2 уместились растения 228 видов — 24 тыс. деревьев, кустарников, цветов и трав высажены в 645 специальных емкостей.

Это, безусловно, интересный проект, но он не уникален. Рекреационное освоение территорий бывшей индустриальной застройки, путепроводов, зон, прилегающих к заброшенным железнодорожным путям, — один из трендов современной ландшафтной архитектуры.

Об основных принципах проектирования подобных объектов за рубежом, их востребованности и социальной значимости рассказывает кандидат архитектуры, почетный член Ассоциации специалистов ландшафтной индустрии Марина СИДОРЕНКО.

— «Соулло 7017» — развитие темы, заданной знаменитым нью-йоркским Хай-Лайн парком. Подобные объекты формируют имидж городов, их узнаваемое лицо, становятся точкой притяжения для туристов, местом, где обязательно нужно побывать. Но есть и другой подход к освоению бросовых промышленных территорий, такой как реализован, например, в берлинском Park am Gleisdreieck.

Просто парк — для людей

Вопрос о возвращении в общественное пользование обширных площадей, расположенных вблизи Берлинской стены, встал еще в 90-е годы прошлого века, после ее падения. Он, в частности, касался зоны вокруг железнодорожных путей — бывших подъездов к Потсдамскому вокзалу. В этом месте поезда были уведены под землю, и территория освободилась. Появилась возможность строить новые жилые кварталы, а значит, появилась и потребность в зонах отдыха.

Park_am_Gleisdreieck-Flaschenhals-Atelier_LOIDL-01

Кажется, что именно удовлетворение этой потребности было важнейшей задачей для создателей будущего парка. Здесь все сделано для удобства людей, с учетом их ежедневных надобностей и интересов. Вместе с тем, никаких видимых дизайнерских изысков, сложных приемов, дорогостоящих материалов нет.

Устройство парка удивительно эргономично: все организовано так, чтобы было удобно передвигаться, лежать на газоне, сидеть в тени или загорать. Он спроектирован как большое открытое пространство с присущим немцам прагматизмом в минималистическом стиле. Отдельные довольно крупные участки отведены под древесные насаждения, есть клумбы и цветники. Но главное, что бросается в глаза, — простор, здесь много свободного места, пригодного для занятий разного рода.

Живое пространство

Благодаря этой свободе, а также большому желанию горожан и туристов парк очень активно используется. В выходные дни там буквально негде ступить. Газон — это место для отдыха, игр, общения, пикников. Все от мала до велика выходят и располагаются на траве.

Дорожки с качественным бетонным, а не плиточным покрытием, исключительно удобны. По ним гуляют, бегают, ездят на велосипедах, катаются на сигвеях, скейтбордах, роликах и т. д. Ширина дорожек такова, что позволяет всем участникам этого активного движения чувствовать себя комфортно и безопасно.

Для малышей выделены специальные игровые зоны, оборудованы детские городки из дерева и безопасные площадки. Вокруг устроены комфортные широкие места для сидения: здесь можно, удобно расположившись, поиграть с ребенком, покормить его или переодеть. Здесь же можно положить набегавшегося малыша отдохнуть.

18985282_10155292123971668_632758543_nВзрослым тоже можно полежать, если хочется, — для этого есть специальные формы, декорированные террасной доской, а можно погонять с друзьями мяч или поиграть в волейбол — все предусмотрено.

— Удачный проект и нацеленность немцев на активный отдых на природе, желание проводить досуг на открытом воздухе делают свое дело: Park am Gleisdreieck буквально наполнен жизнью. И это то, чего, на мой взгляд, больше всего не хватает белорусским паркам и садам.

Высокие технологии в простой упаковке

За внешней простотой оформления — большая исследовательская работа, изучение психологии, менталитета, образа жизни потребителей. Конечно, за естественностью и нарочитым минимализмом, которые бросаются в глаза, стоят технологии. Если в элементах инфраструктуры присутствует дерево в натуральном виде, то это, конечно, специально обработанное дерево, защищенное от гниения и разрушения. Если мы видим бетонное покрытие, то это — высококачественное покрытие. Если газон, то это практически идеальный газон, успешно выдерживающий выпадающие не его долю нагрузки, на котором благодаря прекрасному дренажу не собирается вода. Внутри каждого элемента заключены технологии, но внешне все исключительно просто.

*******

Рекреационные перспективы завода имени Кирова

О скором сносе полузаброшенной промзоны в центре Минска вокруг завода им. Кирова говорят не первый год. Так что и наша столица не отстает от мировых градостроительных тенденций.

Близость реки Свислочь, парков Горького и 40-летия Октября делают обозначенное место привлекательным для инвесторов. Однако перед тем как приступить к освоению территории в границах улиц Ульяновской — Первомайской — Пулихова — Смоленской — Ленина, проект должен быть вынесен на общественное обсуждение, ведь будущие изменения затронут многих.

Кроме заводских территорий, в зоне реконструкции окажутся жилые кварталы на улицах Красноармейской и Первомайской, а также парк 40-летия Октября.

Планируется, что население района в перспективе увеличится с нынешних 1,9 тыс. до 4,8 тыс. человек. Если сегодня здесь насчитывается 775 квартир, до 2020 года их будет уже 1080, а в более отдаленной перспективе — 1925. Проектом предусматривается также строительство детских садов (на 35 мест до 2020 года и 335 мест в перспективе), продовольственных и непродовольственных магазинов, кафе, ресторанов, спортивного центра. В результате этих преобразований площадь общественного фонда вырастет с нынешних 64,3 до 200,7 тыс. м2.

В рамках детального плана архитекторы предлагают также обеспечить район автостоянками, паркингами и общественным транспортом; обустроить площадки для игр, отдыха, спорта, озеленить территорию; подключить район к системе велодорожек вдоль ул. Пулихова и ул. Ленина через ландшафтную зону и ул. Смоленскую.

Для полной реализации этих планов, безусловно, необходимы очень большие инвестиции. Однако есть и вполне доступные вещи, под которыми имеется хорошая база. Так, например, размер затрат на объединение велодорожек можно считать ничтожным в сравнении с пользой, которую это может принести жителям города. Подобные мероприятия к тому же всегда способствуют позитивному восприятию грядущих перемен.

Администрация Ленинского района в рамках общественного обсуждения принимает письменные замечания и предложения горожан до 22 июня 2017 года.  Затем компетентная комиссия рассмотрит их и вынесет результаты на градостроительный совет при главном архитекторе Минска, где и будет принято окончательное решение.

Каким будет это новое городское пространство? Чьи интересы будут иметь решающее значение при его освоении? Пойдет ли нам впрок положительный зарубежный опыт? Время покажет. Ясно одно: невысказанное мнение никто не сможет услышать.

Вот таким — живым и востребованным — увидела это место выпускница БНТУ Настасья Андрукович, чья дипломная работа была посвящена созданию на территории завода им. Кирова общественно-культурного центра.

 

Людмила БУРАЯ