Кинотеатр «Пролетарий»

«КIНО ПРОЛЕТАРЫЙ» – такая надпись крупным шрифтом красовалась на узком фасаде дома «в новом стиле», расположенного между жилыми зданиями классической архитектуры довоенного Минска.

Находился кинотеатр на ул. Советской напротив Центрального сквера на месте современной Октябрьской площади, недалеко от пересечения ул. Энгельса с пр. Независимости. Здание, в котором он размещался, было построено по проекту известного белорусского архитектора Герасима Васильевича Якушко. Рождению его предшествовала своя история.

Кинотеатр «Пролетарий» в довоенном Минске

С 1907 г. на ул. Захарьевской (совр. пр. Независимости) на первом этаже правой части четырехэтажного дома владельца Поляка работал кинотеатр «Иллюзион», пользующийся большой популярностью (равно как и другие кинотеатры дореволюционного Минска). Как сообщила газета «Звязда», в июне 1924 г. «в бывшем помещении кинотеатра «Иллюзион» открылся новый кинотеатр на 300 мест «Пролетарий». В ряде публикаций указывалось, что 15 июля 1924 г. в том же помещении по ул. Советской, 87 «...принял первых зрителей новый кинотеатр «Красный факел» – вероятно, это была попытка переименования кинотеатра. В октябре 1928 г. здесь организовали просмотр фильмов для детей, и кинотеатр получил название «Юный пионер». В этом статусе он просуществовал некоторое время, пока к нему не вернулось прежнее название – «Пролетарий». 1 апреля 1932 г. на заседании Секретариата Минского городского комитета КП(б)Б было принято решение: «На працягу будаўнiчага сэзону г.г. пераабсталяваць кiно «Пролетарый», зрабiўшы яго на 600–700 мейсц, шляхам дабудовы глядзельнай залi».

Кинотеатр «Пролетарий» в довоенном Минске

Проект реконструкции был выполнен Г. Якушко в весьма короткий срок и коснулся не увеличения вместимости старого зрительного зала, а постройки нового здания, открывшегося в августе 1934 г. На сохранившихся фотографиях тех лет запечатлен фасад, заглубленный относительно фронта фасадов соседних зданий и конструктивистским характером своего композиционного решения резко с ними контрастирующий. По образному решению и функциональной структуре он стереотипно воспринимается как фасад жилого дома с магазинными витринами на первом этаже. Оего принадлежности информирует лишь объемная надпись на фронтоне – «КIНО» и внизу над остекленной витриной – «ПРОЛЕТАРЫЙ».

Такой облик фасада был продиктован ограничениями, в которых осуществлялась разработка функционально-планировочного решения – приспособление узкого пространства (15 м по ширине) между существующими зданиями под размещение объема зрительного зала значительной вместимости с обеспечением нормативных выходов из него, а также фойе с кассовым вестибюлем и рядом вспомогательных помещений. При этом решалась задача рационального использования сравнительно небольшого пространства над объемом кинотеатра. Наиболее логичным было использовать его под жилые помещения при условии обеспечения туда доступа как со стороны улицы, так и по этажам.

Небольшое по ширине пространство нижнего уровня в значительной степени ограничивало планировочные возможности размещения в нем вестибюльно-входной зоны с кассой, вспомогательных помещений и фойе. Разрешить эту задачу удалось за счет перестройки кассового вестибюля, размещения туалетных комнат с курилкой и даже небольшой биллиардной на первом этаже здания, примыкающего слева – там, где первоначально и находилась входная зона кинотеатра «Иллюзион». Вход в новый кинотеатр предусматривался, как и ранее, через три существовавших в здании широких проема. К сожалению, такое вынужденное решение по образной характеристике и стилевым признакам абсолютно неинформативно и не имеет никакой композиционной связи с решением фасада собственно кинотеатра. Композиционный узел фасада кинотеатра выделен за счет сдвига стены верхних этажей здания на второй план. Более того, транспарант «ПРОЛЕТАРЫЙ» на ограждении балкона во всю ширину фасада над заглубленным остеклением первого этажа воспринимается как обозначение входа в кинотеатр. На самом деле это остекление из вертикальных полотен в виде «гармошки» выполнено как стена-витраж и не имеет проходов.

Проект перестройки кинотеатра "Пролетарий"

Несмотря на значительные различия в архитектурной стилистике фасадов здания кинотеатра с его весьма активной образной характеристикой и фасадами соседствующих зданий, архитектору удалось обеспечить их композиционно-ансамблевую взаимосвязь за счет достаточно простого и оригинального приема: он разместил внутриугловые балконы на жилых этажах здания кинотеатра как окончания горизонтальных членений фасадов смежных зданий. Размер и форма оконных проемов жилых этажей решена в конструктивистской манере – почти ленточное остекление с проемами на всю ширину комнат, с узкими простенками и трехстворчатыми рамами (такие окна в современном жилищном домостроении являются стандартными). По проекту все этажи имели одинаковое решение окон. Впоследствии форма и количество оконных проемов верхнего этажа были изменены на ряд узких вертикальных, что в определенной степени оживило общий композиционный строй фасада. Был введен глухой фронтон по высоте до уровня карнизов соседних зданий и козырьки над угловыми балконами верхнего этажа, что в еще большей степени обеспечило композиционную связь с соседними фасадами.

Вход на жилые этажи спроектированного здания осуществлялся через коридор и лестничные марши в объеме жилого дома, примыкающего справа к зданию кинотеатра.

Продольный разрез

Продольный разрез

Фойе и кинозал планировочно располагались последовательно в глубину дворовой территории. В фойе с высотой потолка 5,5 м был запроектирован балкон-антресоль, ориентированный в сторону витража наружной стены. Вход в фойе и на балкон осуществлялся со стороны вестибюльной зоны, в зрительный зал – через два проема в торцевой стене фойе под балконом. Кинозал шириной примерно 15 м и длиной свыше 33 м (наибольшая высота потолка – около 8 м) в месте расположения зрительских мест имел наклонный пол и небольшой балкон над киноаппаратной. Проектная вместимость зала – 600 мест. Выход зрителей после сеанса обеспечивался через 7 дверных проемов и через тамбур на территорию внутреннего двора.

Новый кинотеатр «Пролетарий» был открыт в августе 1934 г. По вместимости он был вторым по величине после кинотеатра «Чырвоная зорка» и пользовался большим успехом у минчан. На его экране демонстрировались как советские, в том числе и белорусские, так и зарубежные фильмы. Например, 13 сентября 1938 г. состоялся показ знаменитого фильма Чарли Чаплина «Огни большого города». В том же 1938 г. кинотеатр закрыли на реконструкцию, в результате которой вместимость зала увеличилась до 1000 мест. После реконструкции (архит. Г. Якушко) кинотеатр получил новое название – «Родина» [1].

«21 июня 1941 года в кинотеатре «Родина»… прошло последнее в городе довоенное общественное мероприятие: вечерняя демонстрация фильма «Фронтовые подруги», полуночное веселое выступление «Тео-джаза» и в 0.20, уже 22.06.1941, – дополнительный сеанс фильма… а 24 июня в 9.40 гитлеровская авиация начала особенно массированную и ожесточенную эшелонированную бомбардировку Минска, продолжавшуюся до 9 часов вечера с периодичностью ударов через каждые 20–30 минут. Почти полностью была разрушена центральная часть города…» [1]. Кинотеатр и прилегающие к нему здания полностью выгорели и представляли собой коробки-руины. После войны этот квартал города восстанавливать не стали.

Литература

1. Куркоў, І.М. Мiнск незнаёмы. – Мн.: Ураджай, 2002. – С. 18.

2. Малашевич. Е. Книга жизни. – Мн.: Минская фабрика цветной печати, 2006. – С. 217.

3. ГАМО. Ф. 351, оп. 2, д. 64.

Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.