23.06.2017:06:25

Как сохранить архитектурное наследие

Версия для печати

Насколько эффективна политика сохранения культурного наследия в Беларуси? Что удалось сделать за 2016-й, и о чем следует помнить, берясь за восстановление утраченного, эксперты обсудили на пресс-конференции, прошедшей в Минске 13 апреля.

Стильные новоделы или аутентичные руины

С первых лет обретения независимости Беларусь восстанавливает свой уникальный архитектурный облик, во многом утраченный во время войн и строительства «нового общества» в советское время. Даже в современный непростой период не прекращаются работы по реставрации и сохранению историко-культурного наследия. Однако стремление восстановить разрушенное как можно быстрее и дешевле вызывает у специалистов неоднозначную реакцию. Далеко не все считают, что красивый новодел с красной металлочерепицей и пластиковыми окнами лучше, чем аутентичные руины.

         — Сейчас в белорусской практике существует две стратегии сохранения историко-культурного наследия, — отметила Татьяна ГОРАНСКАЯ, зав. отделом архитектуры ГНУ «Центр исследования белорусской культуры, языка и литературы» НАН Беларуси в ходе пресс-конференции «Актуальные вопросы сохранения и возрождения объектов историко-культурного наследия Беларуси». — Первая основана на реставрации и восстановлении всего того, что было утрачено. Вторая же главной ценностью памятника архитектуры признает его подлинность.

         По ее словам, даже если реставрация проходит на основе исторических источников и архивных документов, часто возникают спорные ситуации. Например, весьма вольно интерпретируется внешний облик объекта. Возникают сложности с сохранением наслоений более поздних эпох, которые также имеют историческую и художественную ценность. В мировой практике, подчеркивает Татьяна Горанская, за ними также признается право на жизнь. К тому же за счет материалов или конструкций должно быть разделение подлинной части памятника и вновь возводимой.

Эти же вопросы, по мнению эксперта, актуальны при включении современной архитектуры в уже сложившуюся среду. Должны учитываться планировочная структура и композиция.

         — В мире считается, что воссоздание утраченного объекта может быть оправдано в каких-то исключительных случаях. В мировой практике в настоящее время не допускается возведение построек, которые не были осуществлены в свое время, но которые входили в авторский замысел. К сожалению, на данном этапе к памятникам историко-культурного наследия применяются те же нормативы, что и к современному строительству.

Какие проекты реализованы

         — В 2016 году Министерством культуры выдано 732 разрешения на проведение научно-исследовательских, проектных и реставрационно-обновленческих работ на объектах историко-культурного наследия, которые находятся на территории Беларуси, — заявила Наталья ХВИР, начальник отдела по охране историко-культурного наследия управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры. — Работы проводились за счет различных источников финансирования. Они были направлены на восстановление утраченных особенностей, возобновление надлежащего состояния, приспособления объектов наследия под новые функции.

         В результате, по ее словам, 106 объектов получили заключения о введении в эксплуатацию. На некоторых из них работы уже завершены полностью. Речь идет о второй очереди Свято-Покровского женского монастыря в Толочине, первой очереди реставрационно-восстановительных работ в Фарном костеле Божьего тела в Несвеже. Строители отчитались о завершении реставрации памятников архитектуры — часовни-усыпальницы князей Паскевичей в Гомеле и здания Витебского народного училища, которое связано с жизнью и творчеством Марка Шагала и Казимира Малевича. После реконструкции открыт мемориальный комплекс «Прорыв» в Ушачском районе.

        

Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства выделил 76 тыс. рублей на проект реставрации и подготовки к экспонированию росписей XVIII–XIX вв. в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке. На общей площади в 5202 дм2 удалось произвести отслоение фресок XVIII–XIX вв. и перенести их на постоянную основу. Результаты работы стали основой для создания экспозиции отслоенных фресок в художественной галерее Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. А в самой церкви тем временем продолжают реставрировать фресковую живопись XII в.

В самом разгаре, сообщает Наталья Хвир, реставрация Любчанского замка, дворцово-паркового ансамбля в г. п. Смиловичи Червеньского района, усадьбы Булгаков в д. Жиличи Кировского района. Без внимания не остались и руины усадьбы «Наднёман» Наркевичей-Иодко, церковь Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пустынского Успенского мужского монастыря.

         — Кроме того, велись работы по устроению инженерных сетей Коссовского дворцово-паркового ансамбля, восстановительные работы в урочище Красный Бор Ивановского района, реставрация восточного корпуса дворцового комплекса Сапегов в Ружанах и восстановление двух особняков 1812 года в Бобруйске.

         Впереди, обращает внимание Наталья Дмитриевна, продолжение обустройства мемориального комплекса «Тростенец» на месте бывшего лагеря смерти. Его территория состоит из нескольких значимых частей площадью 124 га. Она включает бывший пункт приема узников, дорогу смерти, по которой обреченных вели в лагерь, и территорию, на которой размещались объекты инфраструктуры лагеря. УП «Минскпроект» выступило разработчиком проектной документации. Уже в минувшем году прошла реконструкция в урочищах Благовщина и Шашковка, которые входили в комплекс лагеря смерти «Тростенец».

         На 2017-й запланирован также капитальный ремонт Борисоглебской (Каложской) церкви в Гродно и временная консервация княжеской башни в Кревском замке.

        

Cтавка на старину

         В 2017-м обретет новую жизнь и древнее городище г. Копыси. Напомним, осенью прошлого года Глава государства в ходе рабочей поездки в Витебскую и Могилевскую области поручил витебским архитекторам продумать, каким образом можно преобразить населенный пункт и сделать его узнаваемым. Богатая история края и сохранившиеся археологические памятники подсказали — необходимо сделать ставку на старину.

         Городище Петровский вал — памятник археологии XI–XVII вв. Оно представляет собой укрепленное замчище, а также место, где в старину размещался городской посад, усиленный земляным валом с деревянными стенами и проезжими воротами. Сейчас там стоят декоративные элементы, имитирующие средневековые укрепления, — фрагмент деревянной стены и въезд в замок. На валу со стороны Днепра в свое время установили беседку, которая имитировала средневековую башню.

         — Было принято решение отказаться от традиционных для Беларуси украшательств древних памятников и перейти к реконструкциям, соответствующим духу эпохи, к которой принадлежат эти памятники, — рассказала зав. Центром археологии и древней истории Беларуси, научный руководитель проекта, д. и. н, профессор Ольга ЛЕВКО. В Копыси мы подошли к вопросу ответственно. Я полагаю, что мы создадим первую на территории Беларуси реконструкцию, основанную на сугубо достоверных источниках, которая будет иллюстрировать элементы средневекового города Копысь.

         Ольга Николаевна рассказывает, что на основе данных археологии и плана Копыси 1665 года удалось точно определить, где были расположены оборонительные башни самого городища и башни, поставленные по периметру ограждения города в XVI–XVII вв. Предполагается на самом городище установить 2 башни, а отдельную башню возвести на некотором расстоянии от основания валов. Она будет показывать угол городской стены, которая окружала Копысь и примыкала к замковой части. Внешний вид деревянных башен удалось восстановить достаточно точно благодаря подробному описанию городских укреплений Витебска, которые содержатся в витебских сметных книгах 1665–1666 годов. Поскольку в то время в регионе существовал единый тип строительства, ученые считают правомерным восстановить укрепления Копыся по аналогии с витебскими.

         Одновременно к общему стилистическому единству и исторической достоверности приведут и уже существующую здесь въездную браму. Дорожки будут вымощены подобно их состоянию в XVII в., а для туристов обозначат место, где находился господский дом, обнаруженный на недавних раскопках. Археологи также указали точное место, где располагалась въездная брама в город Копысь. Там будет установлен элемент, имитирующий въезд. Археологи сопровождают все проводимые здесь земляные работы, которые в ускоренном ритме идут с февраля. Уже летом жители Копыси и туристы смогут увидеть новую достопримечательность городка.

        Кто отвечает за технические аспекты

 

Сохранение историко-культурного наследия остается важной частью политики государства в сфере культуры. Минстройархитектуры в этом процессе отводится роль нормотворческого органа, отвечающего за технические аспекты. По словам начальника отдела градостроительства главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяны ГАВРИЛЕНКО, при разработке градостроительной документации в обязательном порядке должны прорабатываться зоны охраны.

         — В проектах зон охраны выделяются исторические центры, зоны регулирования застройки историко-культурных ценностей, а также охрана культурного слоя. В свою очередь прописываются регламенты, которые необходимы, чтобы восстановить или по максимуму сохранить историко-культурные ценности. В некоторых областных центрах, например, в Витебске и Гомеле, уже утверждены градостроительные проекты. В Бресте и Гродно начинается разработка генеральных планов, на основании которых проекты зон охраны будут скорректированы или уточнены.


Алексей КОНОПЛЁВ