Эволюция ландшафтной архитектуры в Минске

Ландшафт для современной цивилизации не роскошь, а жизненная необходимость. Недостаточно, если пейзаж просто радует глаз и доставляет удовольствие. Задача гораздо сложнее – необходимо выразить скрытый в глубинах подсознания «второй» неведомый мир.

Джеффри Джеллико

Белорусская столица скаждым днем все отчетливей приобретает черты современного европейского города. Ведется масштабная реконструкция и освоение новых городских территорий, решаются серьезные задачи по реализации программ улучшения среды обитания, поставленные руководством страны. Ведущая роль в их выполнении отведена специалистам мастерской по ландшафтной архитектуре УП «Минскпроект».

За последние годы по проектам мастерской ландшафтной архитектуры построено много объектов, преобразивших столицу, и уже сегодня можно говорить о неповторимости ииндивидуальности облика каждого из них. Сложилась целая система различных творческих подходов к решению благоустройства городских территорий, учитывающая не только особенности размещения объектов в существующей градостроительной и объемно-пространственной ситуации, но и исторические, биологические, геологические и другие факторы. Ведь для того чтобы проект был согласован, построен и, главное, принят жителями и гостями столицы, необходимо соблюсти целый ряд условий и требований, использовать весь арсенал приемов и подходов к их решению. Лишь тогда в городе будут появляться новые благоустроенные парки, скверы, бульвары и уютные озелененные уголки.

Ландшафтная архитектура Минска

О принципах благоустройства созданных объектов спорят профессионалы, их обсуждает общественность. Благодаря творческому труду ландшафтных архитекторов городская среда меняет свой облик. И работаем мы с желанием качественно изменить нашу жизнь, сделать белорусские города настолько привлекательными, чтобы туристы приезжали полюбоваться нашей прекрасной страной, что, к общей радости, уже начинает происходить.

Улицы, площади, скверы, бульвары, городские сады и парки создают неповторимые городские ландшафты, история которых тесно связана с жизнью горожан. У каждого объекта своя история и свой ландшафт, отражающий характер его обитателей. Новые концепции проектирования направлены на сохранение историко-культурного наследия.

Своеобразие благоустройства состоит в удовлетворении реальных запросов и пожеланий разных социальных групп людей, в ориентации на сохранение экологического равновесия среды, созданного в результате исследовательской работы и ориентированного на диалог с историей и природой. Влияние природных и исторических особенностей на планировочную структуру, использование их для создания комфортной среды обитания, обогащения архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции зависят от многих специальных исследований и мастерства архитектора. Новые градостроительные образования формируются с учетом памятников разных эпох и стилей, ориентируясь на критерии упорядочивания композиционного и стилевого разнообразия.

В последние годы прошлого столетия стала формироваться концепция природного каркаса города. В ее основу были положены принципы сохранения долин водных артерий от застройки, объединения крупных внутригородских озелененных территорий между собой, раскрытия на зеленые массивы групп жилых и общественных зданий. К сожалению, за последнее десятилетие мы наблюдаем обратную тенденцию, когда начинают застраиваться основные зеленые коридоры и территории, прилегающие к руслам рек и водоемам, в результате разрушается цельность сложившегося градостроительного ансамбля, а город лишается своих зеленых зон.

Ландшафтная архитектура Минска

Регулирование и развитие ландшафтно-рекреационных территорий ведется в соответствии с планировочной моделью столицы и регламентами, установленными генеральным планом. И надо понимать, что вывод ландшафтных территорий из его регламентов в значительной степени может ухудшить экологию нашего города. Чтобы сохранить единство и непрерывность системы озеленения водно-зеленого диаметра, необходимо обозначить, прописать в документе и обеспечить сохранность всех уровней планировочной организации Минска.

Следует отметить, что руководством страны и Минска ландшафтной архитектуре уделяется повышенное внимание. В этой связи показателен Указ Президента «О подготовке ипроведении празднования 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков иВеликой Победы советского народа вВеликой Отечественной войне», расставивший акценты государственной концепции отображения героических лет Великой Отечественной войны, торжества Победы посредством создания нового градостроительного комплекса.

В последние пять лет в Минске вдоль пр. Победителей от пересечения с пр. Машерова до ул. Орловской вырос крупнейший градостроительный и общественно-политический ансамбль. Страницы военной истории олицетворяет музейно-парковый комплекс «Победа», в который вошел обновленный парк Победы с обелиском «Минск– город-герой», фонтанами, гранитными набережными и зданием музея Великой Отечественной войны (архит. В.В. Крамаренко). В дни государственных праздников здесь проходят парады и демонстрации, звучат залпы салюта. Вторую часть нового градостроительного ансамбля, олицетворяющего современную Беларусь, формируют здание Дворца Независимости (архит. В.И. Архангельский), реконструированное здание выставочного центра «БелЭкспо» (архит. Л.В. Москалевич, архит. реконструкции О.В. Вишневский) и площадь Государственного Флага. Вся территория ансамбля, протянувшегося от пр. Машерова до ул. Орловской вдоль водно-зеленого диаметра, занимает 200 га. Антуражем этой градостроительной застройки является парк Победы.

Рассмотрим подробно принципы организации среды и благоустройства каждого из составляющих новый комплекс объектов, над созданием которых наш коллектив трудился около 7 лет.

Парк Победы

Он позиционируется как тематический парк массового отдыха с комплексом развлекательных и спортивных программ для детей и взрослых, в центре которого расположен искусственный водоем «Комсомольское озеро». Территория его занимает 140 га.

Парк Победы в Минске

В идеологии реконструкции парка воплощена многовековая традиция – отображать в монументальных произведениях зодчества и садово-паркового искусства исторические события. Его архитектурно-художественный образ основан на теме победы в Великой Отечественной войне, которая в структуре пространства паркового ландшафта решена путем организации среды для комфортного самоощущения человека. Декоративно-художественные объекты, органично вписанные в геопластику ландшафта, повествуют посетителям о событиях тех героических лет.

Комплексное освоение и преобразование данной территории началось еще в конце 1930-х годов, когда жители Минска и ближайших деревень практически вручную создавали здесь первую зону отдыха. Однако открытие ее, намеченное на 22 июня 1941 г., не состоялось – началась война. После войны разрушенная плотина была восстановлена, вокруг озера разбит живописный парк, который в дальнейшем – согласно генеральному плану – стал головной частью многофункционального парка.

К разработке архитектурного проекта в рамках утвержденной концепции наш коллектив приступил в 2008 г. Целью его явилось восстановление объекта с активным вовлечением его в процесс формирования социально-культурного развития города, сохранением и рациональным использованием природной среды. Разработка архитектурно-планировочной организации и функциональное приспособление строились на максимальном раскрытии и сохранении парковых ландшафтных образов.

Композиционной осью всей территории является планировочная структура ландшафтных объектов парка – от площади на пересечении проспектов Победителей и Машерова до концертной поляны на берегу озера. Она проходит через Триумфальную арку, перед главным входом которой размещена площадь массовых мероприятий с запланированным местом для установки трибун, и продолжается вдоль двух параллельных аллей– Памяти и Славы. Они подводят к фонтану Победы (скульпт. М. Петруль), состоящему из белых гранитных элементов, символизирующих количество дивизий, освобождавших столицу Беларуси и направленных к центральной скульптуре фонтана– факелу Победы. Вытекающие из фонтана цветочные ручьи сопровождают посетителей парка до открытой солнечной поляны с фонтаном «Вечность», от центра которого расходятся увеличивающимися радиусами бьющие из плоскости мощения струи воды. На поляне на фоне водной глади озера размещены площадки для проведения концертов. Завершающим аккордом симфонии Победы является уходящая ввысь скульптурная композиция «Дорога в будущее» (скульпт. П.Войницкий), за которой открываются дальние перспективы озера с пейзажным ландшафтом.

Парк Победы в Минске (фонтан Победы)

Парк Победы в Минске

Справа от центральной оси мемориальной части парка расположена территория детской зоны. В стенах построенной здесь крепости предлагалось разместить сезонное кафе своенной кухней. Слева от аллеи запроектирована памятная роща «Героон» с открытой эстрадой для проведения камерных концертов в праздничные и выходные дни.

Парк Победы в Минске

Вдоль озера со стороны пр. Победителей как связующая нить между исторической победой и достижениями современников проходит набережная Победителей, параллельно которой проложены туристическая и городская велотрассы. На оси центральной аллеи перед многоструйным светодинамическим фонтаном на воде «Паруса» установлена скульптура «Расцвет» (скульпт. С. Ермалович) в виде цветка, являющаяся доминантой и символизирующая период расцвета и возрождения Беларуси. Вдоль набережной на площадках у воды установлены светильники в форме факелов.

Парк Победы в Минске

В северной части водной акватории размещается остров Комсомольцев со спортивной зоной, на котором по пешеходной дорожке вдоль периметра предлагается размещать ландшафтные скульптуры.

На водной акватории выполнено благоустройство острова для птиц, который является экологическим объектом ограниченного доступа. Попасть на него можно с экскурсией на водном транспорте или по пешеходному мосту. Все сооружения и элементы мощения на острове выполнены из натуральных материалов.

По периметру парка организован кольцевой прогулочный маршрут протяженностью около 5 км, вдоль него размещаются площадки для занятий спортом, отдыха и сезонной торговли, а также мемориальная и пляжная зоны. У береговой черты озера расположена городская велотрасса, объекты инфраструктуры водного спорта и транспорта, с помощью которого по озеру можно попасть влюбую часть парка.

Парк Победы в Минске

В составе проекта разработан туристический маршрут, объединяющий наиболее значимые парковые объекты вдоль пр. Победителей и представляющий интерес для гостей столицы. Для обслуживания маршрута целесообразно разработать экологический транспорт ввоенной стилистике.

Особое внимание уделено вечерней подсветке парка, его сооружений и малых форм. Была разработана схема декоративно-художественной подсветки, в основе которой лежали два требования: придать ландшафтным композициям театральность и подчеркнуть главные парковые объекты. Дневные прогулки по парку приносят массу впечатлений, а вечером парк принимает совершенно новый образ – декоративно-зрелищный и эмоциональный.

11 сентября 2010 г. в рамках празднования Дня города состоялось торжественное открытие двух пусковых комплексов парка Победы, высоко оцененных главой государства и горожанами. В третий пусковой комплекс входили территории, прилегающие к площадке строящегося музея Великой Отечественной войны, поэтому полностью завершенным музейно-парковый комплекс «Победа» был введен вэксплуатацию в 2014 г.

Реализованный объект «Парк Победы» (1-й и2-й пусковые комплексы) в 2011 г. на международном конкурсе ландшафтной архитектуры в Москве занял 1-е место в номинации «Общегородские территории».

Ансамбль «Минск– город-герой»

Архитектурно-скульптурный ансамбль «Минск– город-герой»

Реконструированная территория площадью 1,8 га расположена на участке парка Победы и состоит из ансамбля «Минск– город-герой», размещенного на вершине холма, и площади для торжественных мероприятий у его подножия. Парадной лестницей (ширина 9 м) площадь связана с обелиском, а с центральным входом в парк Победы – аллеей, оформленной цветочницами, гранитными скамьями и строгими светильниками. С двух сторон от оси центральной лестницы расположены две дополнительные лестницы шириной по 3 м.

Архитектурно-скульптурный ансамбль «Минск– город-герой» сприлегающей территорией, открытый 8 мая 1985 г., является историко-культурной ценностью Республики Беларусь и представляет собой характерный пример архитектурно-скульптурного комплекса 2-й половины ХХ в. Центр композиции– обелиск высотой 45 м, с правой стороны от которого на невысоком постаменте расположена бронзовая женская фигура высотой 5,5 м – обобщенный образ Родины-матери, символ Победы и славы.

Целью проекта явились реконструкция и модернизация объекта с активным вовлечением его в социально-культурный процесс развития города. Предусматривалось сохранение и восстановление планировочной структуры объекта, создание благоустроенной территории для экскурсионных групп, проведения торжественных мероприятий в праздничные дни. Также учитывалась организация удобного подхода к обелиску и возможность установки сцены для проведения концертов на площади. Были выполнены работы по созданию системы видеонаблюдения, декоративной подсветки и автоматического поливочного водопровода, примененного в Минске впервые. В составе благоустройства выполнено озеленение и планировочное решение территории и пешеходных связей в увязке с верхней площадью, примыкающей к зданию музея Великой Отечественной войны и парку Победы.

Продолжением освоения территории вдоль пр. Победителей является новый градостроительный ансамбль, построенный на пересечении двух важных транспортных магистралей Минска и состоящий из Дворца Независимости, здания Национального выставочного центра «БелЭкспо» и площади Государственного Флага Республики Беларусь. Все вместе они
составляют единый гармоничный идеологический комплекс, олицетворяющий современную независимую Беларусь.

Площадь Государственного Флага Республики Беларусь

Она явилась первым объектом, выполненным в составе проекта реконструкции благоустройства территории, прилегающей к зданию БелЭкспо, и по результатам конкурса «На лучшее достижение встроительной отрасли Республики Беларусь за 2013 год» удостоена Почетного диплома в номинации «Объект года».

Площадь Государственного Флага

В центре площади на гранитном постаменте с государственным гербом размещен флагшток общей высотой 70 м, на котором развевается государственный флаг размером 7х14 м. По радиусу площади находятся вертикальные стелы с гербами областей, справа и слева от парадной лестницы – стелы с названием площади, текстом Государственного гимна Республики Беларусь и контуром карты государства.

Площадь Государственного Флага

Озеленение площади органично увязано с общей планировкой и решено в виде национального орнамента. Декоративная подсветка флага выполнена прожекторами с верхнего уровня постамента и в газоне по радиусу площади (материал о ее создании опубликован вАиС, № 3, 2014).

Площадь Государственного Флага

Благоустройство территории, прилегающей ко Дворцу Независимости

Разработка проекта генплана и благоустройства территории, прилегающей к зданию Дворца Независимости, началась в конце 2011 г.

Важными составляющими элементами дворцово-паркового комплекса, формирующими его архитектурный экстерьерный образ, являются озеленение и ограждение территории Дворца Независимости с организацией парадных въездов, поэтому к ним предъявлялись повышенные требования – как в части выполняемой проектной документации, так и художественного образа.

Создать истинное произведение ландшафтного искусства – задача сложная, и в качестве краеугольных камней для ее выполнения были определены следующие позиции:

  • синтезировать в архитектурном образе озеленения, благоустройства и в сооружении ограды классический государственный стиль с элементами национальной символики в современном исполнении;
  • выполнить ограду на фоне зеленой изгороди из тяжелых прочных материалов, создав при этом зрительную легкость и прозрачность;
  • повысить рельеф для создания площади вокруг здания Дворца Независимости, вписав объемно-планировочную композицию в охраняемый ландшафт и обеспечив при этом максимальное сохранение существующей парковой среды;
  • разработать регулярную планировку сада перед входами в здание и подобрать ассортимент зеленых насаждений с высокодекоративными качествами.

Планировочное решение территории дворцового комплекса органично увязывалось с окружающей парковой средой с учетом существующего рельефа, озеленения и всех нормативных требований, определенных для проектирования и строительства объектов в охраняемом ландшафте. В основу планировки и озеленения территории легли приемы классического паркостроения.

Перед главным и боковыми фасадами здания дворца на сравнительно небольшой прилегающей территории, осью которой является прямоугольный фонтан с водными устройствами, запроектирован партер с регулярным озеленением, заимствованный из приемов озеленения французских парков. Вечнозеленые стриженые кустарники, высаженные по диагональным линиям, придают дух современности взятому за основу классическому приему. Посадки вечнозеленого стриженого кустарника дополнены строгими по рисунку треугольными цветниками, в цветах и формах которых использованы элементы традиционного белорусского орнамента.

Территория, прилегающая ко Дворцу Независимости

С двух сторон от парадной лестницы архитектуру здания подчеркивает откосный газон с гранитными скульптурными вазами в верхнем уровне и поясом орнаментальной зелени в нижнем. Чистота стриженого газона подчеркивает фасадную архитектуру дворца, не диссонируя с ней.

Ближе к ограде по оси с одной стороны размещается композиция «Мини-Беларусь», повторяющая контур государства, с другой– вертолетная площадка. Однако это нисколько не разрушает общую симметрию, так как они находятся на достаточном расстоянии друг от друга. Партерная композиция озеленения в основном симметрична, но в деталях во избежание монотонности эта симметрия нарушается.

Территория, прилегающая ко Дворцу Независимости

Идея постепенного перехода от солнечного регулярного партера к прохладной тени верхнего сада воплощена в двух симметричных аллеях, ведущих от въезда со стороны пр. Победителей и ул. Орловской ко въезду во внутренний дворик. Аллеи зрительно делят территорию на регулярную часть благоустройства и парковую пейзажную и в то же время создают торжественность и парадность въезда.

Скульптура "Беларусь гостеприимная". Скульпт. С. Бондаренко

Для создания зеленой кулисы, на фоне которой находится здание дворца, использована существующая пейзажная часть парка. Часть существующих зеленых насаждений органично вошла в территорию комплекса и позволила уже смомента ввода объекта поддержать ио богатить окружающий ландшафт.

Набережная Свислочи

Проектирование благоустройства велось параллельно с возведением объекта. Регулярные композиции строились на основе принципов единства дворца и сада, сдержанной монументальности, строгой организованности, спокойствия и уравновешенности, четкости плана, организации продольных и глубинных перспектив. Здание дворца, а также все постройки и прилегающие участки территории с различными функциями удачно соединены в единый ансамбль, сочетающий традиционный стиль с глубоким идейно-художественным содержанием.

Территория, прилегающая ко Дворцу Независимости

В заключение хочу обратить внимание на следующее. Ландшафтная архитектура– особый вид архитектурной творческой деятельности, сфера которой простирается от организации огромных пространств до реставрации старинных парков и усадеб и проектирования небольших частных территорий. Сегодня, когда вопросы экологии являются предметом заботы всего человечества, необходимо понимание того, что ландшафтная архитектура– это одна из важнейших составляющих большого комплекса мероприятий по созданию комфортной и здоровой среды обитания.

Авторский коллектив архитекторов по созданию градостроительного комплекса

Главный архитектор проекта А.А. Аксенова.

Архитекторы: О.Л. Грищенков, Е.В. Глаголева, В.А. Почечуев, Е.В. Мелешко.

 

Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.