Динамику рынка задают инвестиции

Как сработала промышленность стройматериалов

Окончательные итоги 2018 года еще предстоит оценить с учетом цифр за декабрь, но по результатам 11 месяцев можно сделать вывод, что прирост промышленного производства по основным видам строительных материалов в сравнении с аналогичным периодом 2017-го будет — такую информацию озвучил заместитель начальника Главного управления промышленности строительных материалов и конструкций Игорь БУКА. Рентабельность продаж и экспортные показатели за этот период также демонстрируют положительную динамику.

Вообще рост или падение всех основных сегментов рынка строительных материалов, по словам эксперта, задают инвестиции. Начиная с марта этого года на стройках наметилось оживление. Далее эта тенденция получила развитие.

— По результатам января-октября инвестиционная активность в отрасли выросла почти на 9 %, вслед за этим начал расти и строймонтаж, — поясняет Игорь Валерьевич. — Прирост за 10 месяцев составил 7 %. Оживающей стройке, естественно, нужно больше стройматериалов. Именно рост внутреннего потребления во многом определил основные тенденции в работе производственников и соотношение внутренних продаж, экспорта и импорта стройматериалов.  

Цемент: плюс 158 тысяч тонн на внутренний рынок

По базовому для стройки материалу отмечается рост всех основных показателей.  По сравнению с прошлым годом его производство выросло на 1 %. В годовом выражении внутреннее потребление материала выросло примерно на 5 %, а это ни много ни мало — 158 тысяч тонн. В середине года в сезон высокого спроса часть цемента, предназначавшегося на экспорт, перенаправлялась на внутренний рынок. Поэтому экспортные показатели за отчетный период снизились на 10 %. Однако при этом почти на 50 % вырос экспорт цемента в страны Евросоюза. Это, как подчеркнул Игорь Бука, подтверждение высокого качества нашего цемента и ответ тем, кто пытается поставить его под сомнение.

Собеседник отметил также, что белорусский цементный рынок (как, впрочем, и все другие его сегменты) остается открытым для зарубежных производителей. Многих из них связывают многолетние партнерские отношения с отечественными потребителями. Эти отношения сохраняются и сегодня, в силу того, например, что производители бетонов, растворов создают рецептуры с учетом минерального состава цемента. Смена поставщика сопряжена для них с ощутимыми материальными и временными потерями на создание и апробирование новых композиций. Поэтому, а также и по ряду других причин импортный цемент продолжал поступать в Беларусь.

— Основным поставщиком цемента в Беларусь остается Российская Федерация, — констатировал эксперт. — Более 50 % импортного цемента в стране имеет российское происхождение. При этом обеспечено сохранение объема импортного цемента из России на многолетнем среднем уровне — порядка 240-250 тысяч тонн. Хотя экспортный потенциал наших соседей позволяет значительно превысить эти цифры, вопрос регулируется в рамках Cоюзного государства.

Характеризуя ситуацию на российском рынке, Игорь Валерьевич отметил, что объемы потребления цемента у соседей на протяжении нескольких лет падают. В этом году, как ожидается, данный показатель снизится еще на 2 млн тонн.

Объективно причин для роста поставок на этот рынок нет, — поясняет он. — Особенно если учесть, что в три последних года мы активно наращивали объемы экспорта и в натуральном, и в стоимостном выражении и в 2017 году достигли исторического максимума при падающем на протяжении пяти лет рынке (его объем сократился на 25 %). Найти резервы для наращивания сейчас очень сложно.

По словам Игоря Буки, украинский рынок в этом году был самым сложным. Покупательная способность там значительно ниже, чем в Беларуси, и, следовательно, ниже стоимость квадратного метра, закупочные цены на стройматериалы и т. д. Есть предел маржинальности, ниже которого отечественным производителям становится невыгодно продавать туда свою продукцию.

Кроме того, в 2018 году в стране была введена новая линия мощностью полтора млн тонн цемента в год. Это позволяет местным производителям с лихвой закрывать внутренний рынок и обеспечивать внешние поставки (нужно окупать вложенные в модернизацию средства). В результате обостряется конкуренция.

  В течение года в средствах массовой информации появлялись публикации, напрямую касающиеся вопросов защиты украинского рынка и поддержки собственных производителей. Это, по словам собеседника, нормальная рыночная практика, главное, чтобы информация была правдивой, а комментарии компетентными и объективными.

Щебень: экспорт в приоритете

Прирост производства щебня составил 4,1 %, внутреннее потребление сократилось на 6 %, одновременно на 4,6 % вырос объем экспорта, а импорт при этом снизился почти в два раза. Рост экспорта связан, конечно, не столько со снижением потребления внутренним рынком, сколько с ростом объемов производства и продаж на экспорт, а также с тем, что экспортные поставки более выгодны предприятиям.

Стекло: переход на инновационные продукты

Ситуация с листовым стеклом требует пояснения. Раньше на рынок поступало листовое стекло, полученное флоат-методом, с двух производственных линий, общей мощностью около 40 млн кв. м. Всё это было товарное стекло. Сейчас ОАО «Гомельстекло» продолжает реализацию инвестпроекта, и уже ввело несколько пусковых комплексов по промпереработке. А это значит, что часть произведенной продукции используют для производства специальных видов стекла с высокой добавленной стоимостью, например, стекла с покрытиями. Из-за этого получается, что объем товарного стекла как бы снижается.

 

За 11 месяцев 2017 года выпущено 33,4 млн кв. м товарного стекла, в 2018 году за этот же период — 30 млн. Разница в 3,4 млн идет в плюс по низкоэмиссионному стеклу. В 2017-м его произвели 1,15 млн кв. м, а в 2018-м — 4,1 млн кв. м. Внутреннее потребление этого стекла подросло на 79 % до 2,2 млн кв. м, а экспорт — на 325 %, с 0,64 до 2,7 млн кв.м.

— Фактически выпуск товарного стекла остался на уровне 2017 года, — отмечает Игорь Валерьевич, — но с учетом промпереработки он снизился примерно на 10 процентов. Потребление на внутреннем рынке бесцветного стекла снизилось на 1,7 %, экспорт упал почти на 13 %. Зато по новым продуктам, в частности, низкоэмиссионному стеклу рост производства составил 256  %. Объемы его выпуска достигли 4,1 млн кв. м.

Стеновые материалы:

По блокам из ячеистого бетона ситуация в этом году тоже улучшилась. Прирост объемов производства составил 12,6 %, потребление в стране подросло на 2,8 %, экспорт вырос на 30,5 %. Экспортные направления аналогичны цементным — Россия, Украина, страны Балтии.

По силикатному кирпичу, как более дешевому по сравнению с керамическим, положение также стало лучше. Производство приросло на 2,7 %, внутреннее потребление на 8,3 %, экспорт на 7,3 %.

По керамическому кирпичу тоже есть положительная динамика, но нужно понимать, что первоначальная база была низкой, а рост обеспечен за счет внутреннего потребления. Объемы производства увеличились на 4,3 %, потребление — на 4,4 %. Экспортный потенциал по этой позиции невысокий.

Объемы производства железобетонных изделий выросли на 11,5 %. Отгрузка на внутренний рынок — на 18,9 %.

Теплоизоляция: устойчивый спрос

В этом году спрос на теплоизоляционные материалы демонстрирует устойчивый рост. Производство минераловатных изделий ОАО «Гомельстройматериалы» выросло на 6 %, потребление — на 36 %, экспорт немного снизился (-2,3 %).  

Производство стекловаты увеличилось на 117 %, потребление в стране — на 7 %, достигнув 314 тысяч кубометров. Основу прироста продаж составили экспортные поставки — более 1 млн куб. метров. За отчетный период складские запасы сократились практически наполовину.

Керамическая плитка: постоянное обновление

Производство керамической плитки выросло на 3,5 %, потребление в стране на 15 %, экспорт на — 1,9 %. В этом году не такой большой рост, как в предыдущие годы. А на следующий один из ключевых игроков ОАО «Керамин» прогнозирует снижение, так как на предприятии сейчас проводится модернизация, в сентябре уже были демонтированы две производственные линии. Временно часть объемов выведена, но в 2019 году ожидается введение новых мощностей.

Ведущие производители плитки «Керамин» и «Березастройматериалы» постоянно модернизируют производства, — заметил Игорь Бука. — «Березастройматериалы», например, в 2018 году запустил новый пресс, проводит работу по цифровой печати, по ее расширению, но импорт по этой позиции существует во всех странах. Всегда будет конкуренция, если, конечно, рынок не закрыть на замок, чтобы предотвратить любое проникновение. Если говорить об определяющих тенденциях, то упор сейчас делается на масс-спектр. Рынок демонстрирует рост по более дешевому сегменту, именно здесь увеличивается спрос. Поэтому запускаются в производство недорогие коллекции.

Эксперт добавил также, что производство керамической плитки всегда характеризуется большими складскими запасами. Предприятиям необходимо поддерживать весь ассортимент в достаточном объеме, обеспечивать спрос.

Гипс и другое: наращивание мощностей

В сегменте материалов на основе гипса в ближайшее время, по мнению экспертов, произойдут серьезные изменения. Ожидается значительное увеличение республиканских мощностей по гипсокартону и расширение ассортимента продукции на основе гипсового вяжущего за счет ввода в эксплуатацию в 2019 году нового крупного завода «Белгипс».

Прогноз

Специалисты прогнозируют дальнейшее поступательное развитие республиканского рынка строительных материалов.

— В 2019 году нам предстоит обеспечить рост производства стройматериалов по всем направлениям и стабильную загрузку промышленных организаций, — отмечает Игорь Бука. — Мы и дальше будем проводить работу по диверсификации экспортных рынков и наращиванию объемов продаж с использованием всех возможных механизмов реализации строительной продукции для своевременного удовлетворения спроса потребителей в качественных строительных материалах.

Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.