Беларусь – Китай: опыт градостроительного развития

С 31 мая по 6 июня 2015 года группа ведущих архитекторов республики по поручению главы Администрации Президента Республики Беларусь А.Н. Косинца находилась с рабочим визитом в Китайской Народной Республике. Беларусь, как известно, связывают с Китаем не только дружественные, но и активные деловые связи. Здания, запроектированные и построенные китайцами, уже появляются в нашей столице (отель «Пекин»). Активно идут работы под Смолевичами по строительству важного объекта – китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».

Конечно, у китайских строителей и архитекторов есть чему поучиться, тем более что перед нашей страной и особенно перед ее столицей Минском стоят сходные градостроительные проблемы: растущая плотность городского населения, поиск перспективных площадей под застройку, транспортные вопросы...

Вот почему белорусские зодчие (среди них практикующие архитекторы, админи­страторы и ученый) направилась в Китай с главной целью: что из китайского градостроительного опыта можно применить у нас? Реальность не обманула наших ожиданий.

Настоящим открытием стал город Шэньчжэнь, расположенный на юге Китая в провинции Гуандун. Трудно себе представить, что 25 лет назад на месте этого города находилось несколько поселков с населением чуть более 100 тысяч жителей. Сейчас это мегаполис, в котором живет более 10 млн человек, один из наиболее активно развивающихся не только в Китае, но и во всем мире (рис. 1).

1. Панорама города Шэньчжэнь

1. Панорама города Шэньчжэнь

Город поражает прежде всего рациональной продуманностью, архитектурной организованностью, т.е. тем, что называется «ансамбль». Здания группируются в отдельные «острова» или же выстраиваются вдоль той или иной автомагистрали. При стилевом разнообразии такие группы может объединять единая этажность либо композиционный принцип сомасштабности (рис. 2, 3).

2. Островной тип застройки

2. Островной тип застройки

3. Линейный тип застройки

3. Линейный тип застройки

Одно из важнейших достижений градостроительства Шэньчжэня – активное включение природы в городскую среду. Во-первых, при первоначальной планировке города были сохранены значительные естественные зеленые зоны. Тут городу, конечно, повезло, ибо зеленые холмы с субтропической растительностью, подходящие к берегам Южно-Китайского моря, сами по себе весьма живописны. В то же время градостроительный план пре­дусматривает еще большее количество ландшафтных мероприятий: разбивку городских парков, внутриквартальных скверов, зеленых полос вдоль улиц и дорог, вертикальное озеленение.

Даже трудно себе представить, что возможно такое обилие зелени, и особенно удивляет тщательность в уходе за растениями – за каждым деревом, каждым кустом.

На многокилометровых разделительных полосах магистралей разбиты цветники, посажены кусты, аккуратно подстриженные по единому дизайнерскому замыслу (рис. 4).

4. Озеленение автомагистрали

4. Озеленение автомагистрали

Прекрасны примеры вертикального озеленения, когда на пентхаусах жилых домов или на террасах офисов и гостиниц разбиваются целые сады (рис. 5, 6).

5. Озеленение пентхауса

5. Озеленение пентхауса

6. Озеленение террасы офиса 

6. Озеленение террасы офиса

Особое значение имеет строительство и организация работы транспортной инфраструктуры, в т.ч. строительство многоуровневых транспортных развязок и скоростных дорог. В городе насчитывается 3 млн автомобилей (рис. 7). Хорошо организована система контроля и управления дорожным движением, которая осуществляется из единого компьютерного узла через информацию от видеокамер на основных магистралях. На многих улицах выделена отдельная полоса для общественного транс­порта.

7. Скоростные магистрали Шэньчжэня

7. Скоростные магистрали Шэньчжэня

Строительство зданий особого уровня ответственности осуществляется в ряде случаев по архитектурным проектам зарубежных фирм и иностранных архитекторов. Строительные проекты и их реализацию выполняют главным образом китайские проектировщики и подрядчики (рис. 8).

8. Высотное здание в Шэньчжэне 

8. Высотное здание в Шэньчжэне

Интересен был для нас и опыт высотного строительства в Китае. Удалось познакомиться с ходом строительства высотного здания (высота надземной части – 518 м, глубина подземной – 40 м) фирмы SITIK в Пекине (рис. 9). Проект отличается сложной стальной конструкцией каркаса, а также специальными мероприятиями, предохраня­ющими здание от раскачивания.

9. Строительство высотного здания в Пекине

9. Строительство высотного здания в Пекине

Визит белорусской делегации в Китай был плодо­творным и полезным. Проходили встречи с коллегами-проектировщиками (например, в Институте градостроительства в Пекине), с администрацией городов, со специалистами различных фирм застройщиков и подрядчиков. Коллеги познакомили нас с объектами Пекинской олимпиады, и мы смогли оценить как экстерьеры, так и интерьеры спортивных сооружений, которые уже стали визитной карточкой столицы Китая (рис. 10), провести сравнительный анализ того, что создано в этой сфере в Беларуси.

10. Олимпийский стадион в Пекине

10. Олимпийский стадион в Пекине

Значительная часть времени была посвящена изу­чению градостроительного опыта г. Пекина. Этот древний город – историческая столица Китая – стал сейчас одним из самых совершенных в градостроительном отношении мегаполисов в мире. Застройка его начиная с 1953 г. осуществляется по генеральным планам, которые за прошедшие полвека разрабатывались 6 раз. Сейчас градостроительные работы ведутся по генплану 2004–2020 гг.

Площадь Большого Пекина составляет 16 410 кв. км (в 1949 г. – 700 кв. км). Определены 6 отдельных районов, являющихся ядрами планировочного развития, а также 11 городов, входящих в пекинскую агломерацию. Таким образом, Пекин является примером расселения огромного количества населения, т.е. современным мегаполисом.

Главными проблемами города являются недостаток водных ресурсов и загрязнение воздушной среды, чему уделяется немалое внимание. В городе многое делается и для улучшения транспортной инфраструктуры: с 2004 г. построено 500 км внутригородских автомобильных дорог.

В целом визит прошел в напряженной рабочей обстановке. По его результатам уже можно предварительно выделить и подчеркнуть важнейшие особенности градострои­тельного процесса в Китае, актуальные и для Беларуси:

– строжайший государственный контроль;

– последовательное выполнение долгосрочных генеральных планов застройки;

– высокое качество проектных и строительных работ.

Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.